|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 381-400 |
Страницы: « 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Наиболее подробно пишет о московских домах (1527) П. Иовий со слов Д. Герасимова: «Именно городские здания тянутся длинной полосой по берегу Москвы на пространстве пяти миль. Дома в общем деревянные, делятся на три помещения: столовую, кухню и спальню; по вместимости они просторны, но не огромны по своей постройке и не чересчур низки.
|
В соответствии с традицией иконостас завершался деревянным крестом с Распятием. Вызолоченный и украшенный резьбой трехъярусный иконостас был устроен в приделе великомученика Димитрия Солунского в трапезной, на южной стороне 76 • Справа от Царских врат здесь располагалась икона Спасителя с припадающими к нему преподобными Сергием и Варлаамом в серебряном окладе, которую в 1876 году вложил в храм церковный староста, купец Алексей Дмитриевич...
|
В Смутное время он был сильно разрушен и долго не восстанавливался. В конце XVII столетия было возведено его каменное здание, причем с 1681 года главным являлся престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. К наименованию храма в Средние века прибавляли «на Сивцевом Вражке» — река Сивка протекала непосредственно за дворами Царицыной мастерской слободы по линии современного переулка Сивцев Вражек.
|
В доме синодального живописца по финифти Сидора Черепанова проживала его жена Елизавета Ивановна с детьми, прапорщиками Иваном и Александром Сидоро- вичами Черепановыми. Большой двор занимала семья купца первой гильдии Ивана Шапошникова, 66 лет, и его жены Екатерины Алексеевой, 60 лет, с внучатами из купеческой фамилии Аристовых.
|
Нарушителей порядка судили и подвергли битью батогами. Стрельцы пожаловались на самоуправство объезжего головы, Стрелецкий приказ направил жалобу в Разрядный. В результате был составлен и оглашен царский наказ, адресованный Македонскому: «Князь Анастас!
|
В начале 1770-х годов в непосредственной близости от двора священника Петропавловской церкви, по переулку, что напротив храма, располагались дворы коллежской асессорши Анны Алексеевны Феоктистовой, урожденной Протасовой, Анны Семеновны Аголиной, купцов Степана Лихони- на и Евдокима Шапошникова. Особую заботу о Петропавловском храме проявляли купцы Лихонины, которые несколько десятилетий исправляли должность церковных старост.
|
Память о них сохранили современные наименования переулков: Хлебный, Столовый, Ножевой, Скатертный, — а также Поварская улица. Переписи Москвы XVII века демонстрируют все разнообразие специальностей местных жителей: в 1668 году здесь обитали повара, сытни- ки, хлебники, уксусники, помясы (мясники), винокуры, браговары, куретники, коровники, пивовары. Ножев- ники, скатертники и бочары занимались посудой и кухонной утварью.
|
Когда прекратил существование Чигасов монастырь, неизвестно, но с 1625 года церковь Спаса упоминается как приходская.
|
За боярским домом располагался хозяйственный двор, на котором стояли поварни, конюшни, хлев, псарни, были разбиты сад и огород, могли располагаться мастерские ремесленников, кузницы, баня. Двор мог заборами делиться на части — отделялись от других территорий сад, хозяйственный двор. Иногда для этого было достаточно плетня, который не давал скотине и домашней птице пробраться на огород. На дворах были вырыты колодцы.
|
Позже украденные Евангелие и пелену «усмотрел при выходе из дому своего господина Ивана Леонтьевича Глебова служитель Никифор Яковлев, лежащие во рву близ Белого города, а креста не имелось» ». Пономарь Петр Алексеев в доносе обвинил своего настоятеля в присвоении церковных вещей и денег, но не смог этого доказать и был строго наказан за ложный навет.
|
В Казанском приделе служил викарный священник Никита Иванов, а в домовой Казанской церкви княгини Щербатовой – ружный священник Алексий Иванов. Приход состоял из 14 дворов с населением 94 человека мужского пола и 88 женского. Из живущих в приходе дворян в ведомостях были упомянуты жена прокурора Анна Семеновна Аголина, вдова княгиня Наталья Степановна Щербатова и директор московской типографии Афанасий Иванович Пельский.
|
Великий князь в духовной грамоте 1504 года передал две трети Москвы старшему сыну Василию, оговорив, что тот должен держать «на Москве большего наместника по старине и как было при мне, а другого своего наместника держит на Москве на княж Владимирской трети Андреевича».
|
Расправы над князем Юрием восставшим показалось мало — они жаждали крови княгини Анны и ее второго сына Михаила. В поисках Глинских мятежники, возглавляемые городским палачом, двинулись в Воробьево. Приход вооруженной толпы испугал царя. Позднее он вспоминал: «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя и смирися дух мой». Ивану IV удалось убедить москвичей, что он не прячет у себя родственников, и народ разошелся.
|
Спрос на издания Печатного двора установился далеко не сразу, и в первой половине XVII века правительству приходилось прибегать к весьма своеобразным методам распространения книг. Так, в 1619 году «Минея», содержащая тексты церковных служб за сентябрь и октябрь, была распределена среди торговцев Сурожского, Пушного, Рыбного, Шапочного и других рядов. Принудительное книгорас- пространение вызывало недовольство торговых людей.
|
Уникальным комплексом, располагавшимся на Никольской улице, был Печатный двор. Его деятельности предшествовало существование другой московской типографии, которую историки называют анонимной, поскольку неизвестны ни ее местонахождение, ни имена печатников. Анонимная типография выпустила несколько книг в 1550—1560-х годах. Ее успехи навели царя Ивана Грозного на мысль о создании Печатного двора.
|
Слобода относилась к конюшенному ведомству, а ее население обрабатывало овечью шерсть и выделывало шкуры. До нашего времени сохранились слободская церковь Михаила Архангела (возведена в XVII веке, сильно перестроена в 1700 году), а также палаты XVII—XVIII столетий (Средний Овчинниковский переулок, дом 10). Там, возможно, находился административный центр слободы — братский двор — либо производственные помещения.
|
К приказу примыкал корпус аптеки, далее к Троицким воротам располагались Оружейная палата, мастерские золотых и серебряных дел, Потешный дворец. Неподалеку находились Хлебный, Кормовой и Сытный дворцы, обеспечивавшие едой и питьем царскую семью, царедворцев и многочисленных посетителей высочайших трапез.
|
Район, располагавшийся между Варваркой и Москвой-рекой, в XVI веке получил наименование Зарядье. Эта территория была заселена еще в домонгольскую эпоху. Вероятно, уже после Батыева разорения в этом месте на берегу Москвы-реки была создана торговая пристань, у которой поставлена церковь Николы Мокрого. Этот храм, воздвигнутый во имя покровителя путешественников по водам, неоднократно перестраивался и был разрушен в 1960-х годах.
|
В 1648 году Земским приказом управлял Леонтий Степанович Плещеев. С 1627 года он служил в чине дворянина московского, в 1б29-м участвовал в царском походе на богомолье в Николо-Угрешский монастырь, в 1635—1636 годах был воеводой в Вологде. В 1б40-м эта рядовая карьера служилого человека прервалась — Леонтий Степанович и его сын Иван были арестованы по обвинению в «ведовстве и воровстве», пытаны и сосланы в Сибирь, а позднее возвращены.
|
В 1575—1576 годах здесь жил касимовский хан Симеон Бекбулатович, венчанный по воле Ивана Грозного «великим князем всея Руси». При Борисе Годунове на каменном основании был возведен обширный деревянный дворец, вскоре разрушенный Лжедмитрием I. На этом месте, пишет голландец Исаак Масса, самозванец «приказал выстроить над большою кремлевской стеной великолепные палаты, откуда мог видеть всю Москву.
|
|
|