Проживая в Москве, А. Б. Бутурлин оказывал значительную поддержку Рождественскому храму. В 1760 году на его средства в трапезной был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, незадолго до этого причисленного к лику святых 15. Удобное для придела место было отведено в правой части трапезной, в углу. Состоятельный устроитель снабдил его всем необходимым для богослужения: сосудами, алтарными одеждами, священнослужительскими облачениями, книгами и прочим «потребным для службы». Небольшой иконостас с новыми иконами имел вогнутую скругленную форму. Придел содержался на средства Бутурлина, и по его настоянию туда был назначен викарный священник для исправления раннихлитургий и поминальных служб по его родителям 1б. После смерти Александра Борисовича Бутурлина его вдова продолжала жить в Рождественском приходе. Известно, что в 1768 году она обращалась к духовным властям с просьбой разрешить своему дворовому крепостномучеловеку вступить в брак с капитанской вдовой лютеранского исповедания. После долгого обсуждения в соответствующих инстанциях разрешение было получено – с условием перехода женщины в православную веру 7.
В петровские времена начал свою службу и другой прихожанин Рождественской церкви – генерал-лейтенант Михаил Яковлевич Волков. Сделав быструю карьеру благодаря помощи своего старшего брата Алексея Яковлевича, приближенного светлейшего князя Меншикова, он дослужился до высокого звания и заведовал канцелярией конфискации. В 1750 году, будучи в возрасте 83 лет, он обратился к императрице Елизавете Петровне с прошением об устройстве в его усадьбе домовой церкви и назначении в нее священника. Просьба престарелого чиновника была уважена.
Прошение о наружном ремонте церковного здания
В 1896 году настоятель подворья архимандрит Прокопий направил в контору Святейшего Синода прошение о наружном ремонте церковного здания, что и было ему разрешено 64.
Сведений о ликвидации московского подворья Александрийской Православной Церкви обнаружить не удалось. Вероятно, это произошло в первые годы большевистского режима. В 1922 году эксперт музейного отдела Главнауки А. И. Баев составил перечень ценностей приходской церкви Николая Чудотворца в Подкопаях, подлежавших изъятию. Среди них были 22 серебряные ризы с венчиками и камнями весом 2 пуда 39 фунтов 6 золотников, 11 серебряных лампад весом 7 фунтов и серебряная дарохранительница весом 1 фунт 72 золотника.
В первые годы после октябрьского переворота в Николо-Подкопаевском храме служил иеромонах Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон). Вскоре он был сослан во Владимирскую область, а в 1937 году арестован и расстрелян 26 сентября. Его сменил на некоторое время иеромонах Григорий (Горюнов), а затем из храма святителя Николая в Кленниках в Подкопаи был переведен священник Александр Михайлович Ильин, рукоположенный тайно, уже при советской власти. В 1932 году он был арестован по делу «Московского филиала Истинной православной церкви» и приговорен к высылке в Западную Сибирь. Общины храмов в Кленниках, в Подкопаеве и Сербского подворья на Солянке были связаны между собой негласным руководством епископа Серафима (Звездинского) и состояли в переписке со ссыльным отцом Сергием Мечевым. Чекисты относили эти храмы к московским церковным «ячейкам», не разделявшим курса митрополита Сергия. О следующем подкопаевском священнике, Петре Сергеевиче Петрикове, известно лишь то, что он был расстрелян в 1937 году.
|