|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 401-420 |
Страницы: « 1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Для получения дворовой или огородной земли необходимо было предпринимать серьезные усилия — искать ее, просить («бить челом») и, несомненно, подмазывать скрипящие колеса делопроизводственной машины щедрыми посулами и «дачами». Большинство москвичей жили тесно и небогато, что соответствовало их прибылям.
|
Два часа в середине дня отводилось на обеденный перерыв, а в четыре часа пополудни служба возобновлялась и продолжалась до десяти вечера. В 1680 году двенадцатичасовой рабочий день приказных сократили, разрешив им расходиться в восемь вечера. По субботам они работали до обеда, а по воскресеньям — после обеда. Столь насыщенный график вполне объясним — работы у приказных было множество.
|
Общемосковское значение Большого Креста на Никольской было официально закреплено указом царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета от 20 мая 1625 года, предписывавшим: «.у крестного целования у Николы Старого целовати крест, который крест будет написан с Роспятием и с Деянием, а крестов медных не носити и меденых крестов не целовати.»181 Само сочетание Креста и крестца, перекрестка имеет глубокий смысл.
|
Эти дороги существовали уже в XIV веке. В 1410—1431 годах упоминаются Тверская и Можайская дороги, в 1475-м — Арбат, в 1486-м — Волоцкая (будущая Никитская) улица, в 1504-м — Юрьевская дорога (впоследствии—Дмитровка). Уже в XVI столетии в этой части Москвы появляются дворы знати, а к концу XVII века большинство дворов на основных улицах Занеглименья принадлежало боярам и дворянам, служившим по «московскому списку».
|
«Заложившие за патриарха, епископа, «честную обитель» или «сильного человека», сосед не платил городской налог, а вел такой же промысел и мастерил такую же продукцию. «Где же справедливость?» — вопрошал обитатель тяглого двора. Негодование жителей черных слобод вылилось на улицы во время московского восстания 1648 года (Соляного бунта), и правительство было вынуждено прислушаться к гласу народа.
|
В середине улицы на правой стороне располагался мужской Воскресенский Высокий монастырь, именовавшийся также «у Золотой решетки». В 1651 году он был отдан под подворье любимого царем Алексеем Михайловичем Саввино-Сторожевского монастыря. В 1691 году здесь был возведен каменный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделом преподобного Саввы Сторожевского. Подворье просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.
|
Нечистоты не составляли большой проблемы в Москве, где не было, как в западноевропейских городах, общественных туалетов. Но с разнообразным мусором, кухонными отходами и дохлятиной приходилось бороться более серьезно. Опись повреждений Китайго родской стены, составленная в 1629 году, отмечает, что в промежутке между Никольскими и Ильинскими воротами жители «из дворов навоз и всякое сметье мечют в ров»188.
|
Каждый из мудрецов держит в руках хартии с изречениями, которые либо прорицают о событиях Нового Завета, либо наставляют читателя. Например, Плутарх обращается к богомольцу с поучением: «Бога бойся первое, родителям повинуйся, иереи хвали, старцы честные почитай»8. При Иване Грозном пол храма был выложен плитками агатовой яшмы, вывезенными царем из собора Ростова Великого.
|
Как можно видеть, размеры московских дворов весьма серьезно колебались — от гигантской усадьбы В. И. Стрешнева в 1,47 гектара до посадского «дворишка» с избой, службами и огородом общей площадью 139 квадратных метров. Однако маленькие дворы преобладали, а большие были редкостью. Этот вывод Е. А. Звягинцева и П. В. Сытина подтверждается исследованиями другого знатока средневековой Москвы С. К Богоявленского.
|
«Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями, — пишет Флетчер. — Между бревнами кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах) для предохранения от действия наружного воздуха».
|
Монастырь, основанный на Владимирской дороге, вплоть до конца XV века находился на самом краю городской территории. Первоначально его главный храм был деревянным, в 1482—1485 годах псковские мастера возвели его в камне, а в 1679-м он был переделан. В 1706 году к храму пристроили придел Рождества Иоанна Предтечи. Каменный храм Марии Египетской построен в 1482 году и позднее неоднократно перестраивался.
|
В непосредственном соседстве с этим шумным местом находился женский Моисеевский монастырь, который также именовался «у Богаделен» или «у Житной решетки». С другой, северной, стороны к его стенам вплотную подходили дома стрелецкой слободы. Эта обитель имела интересное происхождение и особую специфику. В 1600 году царь Борис Годунов призвал из Пскова трех «стариц-мирянок» для устройства в Москве богаделен, согласно «псковскому благочинию».
|
В трапезной находятся два придела — северный во имя Илии Пророка и южный во имя Лонгина Сотника. В 1660-х годах священник Введенской церкви Иван Фомин на свои средства устроил школу при храме. Церковь Воскресения Словущего в Барашах известна с XVI века. В 1652 году ее выстроили в камне, а современное здание возвели в XVIII столетии, включив в него нижний ярус более древнего храма.
|
Автор «Трактата о двух Сарматиях» Матвей Мехов- ский сам в Москве не был, но составил ее описание со слов путешественников, посещавших столицу России: «Москва — столица Московии. Это довольно большой город: вдвое больше тосканской Флоренции и вдвое больше, чем Прага в Богемии. Москва вся деревянная, а не каменная. Имеет много улиц, притом где кончается одна улица, не сразу начинается другая, а в промежутке бывает поле.
|
Они же были проводниками в мир тайных ходов московской бюрократии, советчиками и посредниками. Упомянутый выше площадной подьячий Яков Алексеев за попытку подлога не только был бит батогами, но и лишился своего места на Ивановской площади.
|
Царь, не ограниченный ни в средствах, ни в размерах своих владений, мог производить какие угодно садовые эксперименты. Простым москвичам в этом отношении было труднее — размеры их садов напрямую зависели от площади дворовладений, а та, в свою очередь, от социального статуса владельца. В Средние века церковное и частное землевладение как в городах, так и за их пределами существенно уступало царскому.
|
В последующем Советское правительство, по-прежнему будучи глубоко заинтересовано в предотвращении захвата Польши фашистским рейхом, также придавало важнейшее значение привлечению ее к участию в создании коллективного фронта защиты мира. В 1939 г. в условиях нависшей над Польшей смертельной опасности Советский Союз счел необходимым еще раз попытаться установить с ней сотрудничество в целях пресечения немецко-фашистской агрессии.
|
Однако Макаровой не суждено было самой осуществить свой замысел. В 1857 году у нее случился легкий удар, после которого она составила завещание, ставшее главным юридическим документом для задуманного ею дела. По этому завещанию все ее недвижимое 263 и движимое имение, «в чем бы оно не заключалось, например, в бриллиантах, жемчуге, золоте, серебре, лошадях, экипажах.», предполагалось продать, а вырученные деньги использовать для устроения монастыря.
|
За церковным погостом числилась 391 десятина земли, а за усадьбой – 328 квадратных сажень. Диаконскую землю и часть дьячковской еще со времени упразднения прихода занимал каменный двухэтажный дом бывшего диакона Ивановского монастыря. Домов у недавно назначенного причта еще не было – строить в Белом городе деревянные дома не разрешалось, а сооружать каменные церковнослужители не могли из-за своей бедности, отчего проживали на съемных квартирах, иногда в других приходах.
|
Тяжелым испытанием для Петропавловской церковной общины стала кампания по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, предпринятая большевиками в надежде обескровить и дискредитировать Русскую Православную Церковь. 20 апреля 1922 года представители районной комиссии Помгола пришли в Петропавловский храм. Настоятелем церкви в это время был священник Василий Никанорович Судницын , а диаконское служение исправлял Леонид Григорьевич Коновалов.
|
|
|