В доме синодального живописца по финифти Сидора Черепанова проживала его жена Елизавета Ивановна с детьми, прапорщиками Иваном и Александром Сидоро- вичами Черепановыми. Большой двор занимала семья купца первой гильдии Ивана Шапошникова, 66 лет, и его жены Екатерины Алексеевой, 60 лет, с внучатами из купеческой фамилии Аристовых. В приходе также числились дворы секретаря Московской духовной консистории Ивана Павловича Виноградова и француза Ивана Ивановича Роста с женой Марией Ивановной православного исповедания 58.
Летом 1797 года диакон Василий Иакимов вернулся из Екатерининской пустыни. Некоторое время он жил спокойно и даже в октябре того же года подал в Московскую управу благочиния прошение о сломке ветхого деревянного жилья на своем дворе и о строительстве нового «деревянного хоромного строения», а также об исправлении и покрытии погреба с сараем новым тесом. Однако существовавший в то время указ московского гражданского губернатора М.М. Измайлова запрещал строить деревянное жилье в пределах Белого города. Поэтому резолюция была отрицательной: «Означенному диакону Иакимову за силою таких обстоятельств полиция позволения дать не может»59.
Расположение земельных участков причта в этот период зафиксировано на «Плане церкви Петра и Павла, что у Яузских ворот в Белом городе Ивановского сорока в Мясницкой части 1797 года».
Дворянские дворы
В приходе преобладали дворы «купецкие, мещанские и цеховые». Дворянских дворов оставалось только три, правда, со значительным количеством проживавших в них дворовых людей.
27 мая 1824 года в своей городской усадьбе на Маросейке скончалась благодетельница храма графиня В. П. Разумовская. В своем духовном завещании она упомянула приходскую церковь Спаса Преображения на Глинищах и назначила ей в собственность «часть каменного флигеля, смежного с сею церковью для жительства протоиерея и церковников оной церкви»95. Первоначально Спасскому храму была завещана и большая часть драгоценной утвари ее домовой Петропавловской церкви, но позже графиня распорядилась передать церковную утварь и ризницу в Знаменскую церковь московского Новоспасского монастыря. В храм Спаса-Пре- ображения на Глинищах от графини Варвары Петровны поступили «воскресные средние сосуды с принадлежностями, риза разрезного бархата по золоту, полное облачение, малая водосвятная серебряная чаша». Кроме того, по завещанию В. П. Разумовской «в пользу причта» выделялась значительная сумма денег в 10 000 рублей 96.
В 1827 году архитекторский помощник Никитин «составил план и фасад» каменного церковного флигеля 97. Здесь жили причетники и «пользовались с оного доходом, коего по непостоянному пребыванию жильцов и за разными на поддержание оного издержками определить не можно» 98. Диакон Николай Измайлов жил в каменном двухэтажном доме с двумя мезонинами.
|