|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 261-280 |
Страницы: « 1 2 ... 12 13 14 15 16 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Диаконом в Спасском храме с 1921 года служил Георгий Алексеевич Скворцов, а псаломщиком – Петр Николаевич Попов. С 1919 года и вплоть до закрытия храма его старостой был Николай Андреевич Халяпин 141. Этим людям было суждено служить на Глинищах в самые страшные годы гонений на веру и церковь.
|
И. Е. 3абелин, Н. Д. Виноградов и П. В. Сытин считали, что ров проходил по линии Большого Черкасского и Юшкова переулков, то есть практически по линии будущей стены Китай-города 2 С ними согласны и современные исследоватеЛИ29. Таким образом, границы посада сформировались еще в конце XIV века. Судя по тексту летописи, ров до конца не прорыли, и его могло не быть в районе Кулишек.
|
Однако и в XVIII столетии в приходах продолжали жить состоятельные семьи, издавна связанные с Кулишками. Появлялись и новые прихожане из купеческого сословия, покупавшие владения в здешних приходах и перестраивавшие на свои средства приходские храмы. Так, в конце XVIII века были полностью перестроены две церкви – Спаса на Глинищах и Космы и Дамиана на Покровке. Перестройка еще одного храма – во имя Кира и Иоанна – была связана с царским обетом.
|
В первой половине XVIII века в приходе проживала также семья Коновницыных. Один из членов этой семьи, Михаил Романович, в актах 1720 года упомянут как ученик «Математической школы навигацких наук», т.е. первой морской школь1оссийской империи, находившейся в Сухаревой башне. Михаил Романович продал двор своей родственнице Анне Ларионовой, вдове стольника Матвея Ивановича Коновницы- на.
|
Внутренние стены храма и приделов были обложены до карнизов искусственным разноцветным мрамором, откосы окон и сами окна украшены орнаментами «в древнем вкусе». Притворы от основных помещений отделяли четыре арки, покрытые искусственным мрамором и расписанные орнаментами по золотому фону.
|
Дома, в которых они обитали, представляли собой расположенные неподалеку от церкви многоэтажные каменные постройки последних десятилетий XIX века с множеством квартир, преимущественно сдававшихся внаем. Двумя такими домами по улицам Солянке и Подколоколенному переулку в 1913 году владел потомственный дворянин Павел Иванович Харитоненко, который приобрел их у купцов Расторгуевых.
|
Возможно, именно при Василии Дмитриевиче на Кулишках рядом с его двором был основан загородный великокняжеский монастырь святого Иоанна Предтечи. Сведения о других здешних храмах относятся уже ко времени Ивана III, однако среди них, несомненно, есть и такие, которые были основаны ранее их первого упоминания в летописях и актовых документах.
|
Около 50 человек обитали в Доме призрения штабс- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой, несколько меньше – на Рыбном дворе и совсем мало – на Сербском подворье и Народной кухне. Приход продолжал расти, и через пять лет, в 1886 году, составлял уже 726 человек 8.
|
В ноябре 1919 года Комиссия по охране памятников искусства и старины при Московском совете произвела осмотр храма Рождества Богородицы для учета его художественных и исторических ценностей с целью их охраны. Представители комиссии – К. К. Клейн, Н. П. Виноградов, В. В. Воронцов и М. А. Маркичев – в присутствии отца Сергия Толгского и прихожанина И. М. Ерофеева выявили в храме следующие иконы, подлежавшие учету: «1.
|
Из летописей известно, что первоначально на этом месте находился великокняжеский монастырь Покрова Богородицы в Садех, основанный в 1479 году. Со временем монастырь упразднили, а деревянная Покровская церковь, «что у решетки», на Глинищах, стала приходской. В середине XVII столетия вместо деревянной церкви построили каменную, а в 1717 году на средства царевны Натальи Алексеевны в ней был устроен второй престол во имя Святой Троицы.
|
В 1777 году, когда полным ходом шло строительство трапезной и колокольни храма на Глинищах, коллежский советник К. И. Бланк покупает городскую усадьбу княгини Екатерины Петровны Барятинской, урожденной Голштейн-Бек, с деревянным домом, «позади двор московского купца Александра Яковлева Уварова». К этому участку архитектор прикупает еще два, в том числе из бывшей погостной церковной земли Покровского храма на Покровке.
|
Президент Императорской Академии художеств и главный надзиратель над Казанским собором в Санкт- Петербурге, он известен в истории России и как образованнейший человек, владелец первоклассной библиотеки, любитель искусств, коллекционер и покровитель художников, устроитель школ для крестьян. Его ценили и считали своим другом Екатерина 11, Павел 1 и Александр 1.
|
С востока церковная земля ограничивалась проездом от Солянки к Воспитательному дому, и уже за этим проездом (сохранившимся до настоящего времени) и водопроводным каналом располагались дома церковнослужителей 43. О состоянии церкви в этот период известно из отчета священника, доносившего в 1792 году в консисторию, что «означенная наша церковь состоит каменного здания в твердости, утварью довольна».
|
С природными особенностями местности мог быть связан и один из наиболее таинственных здешних топонимов – Подкопаи. По одной из версий, он образовался от подмытого берега реки Рачки. Если такое предположение справедливо, то Подкопаи – единственный топоним, хотя бы косвенно сохраняющий память об этом ручье18, вытекавшем из Поганой лужи, или Поганого пруда и впадавшем в Москву-реку у самого устья Яузы.
|
На клиросах были поставлены новые киоты: на правом – с иконой Воскресения Спасителя, на левом – с образом Всех Святых (обе в медных позолоченных ризах). В алтаре поставили три новых образа в резных позолоченных киотах: образ Спасителя над Горним местом, Распятие Господне на правой стороне и образ Калужской Вожией Матери – над жертвенником.
|
В 1903 году он получил скуфью, в 1907 – камилавку, а во время юбилейных торжеств 1913 года, посвященных зоо-летию Дома Романовых, его наградили наперсным крестом и памятным нагрудным знаком. Не был обойден наградами и диакон Василий Никольский. В 1905 году за содействие Братству святителя Алексияему выразили свою признательность митрополит Владимир (Богоявленский) и председатель Братства епископ Можайский Парфений (Левицкий).
|
Его сын, Петр Афанасьевич Пельский (1765-1803), известный писатель, переводчик и поэт конца XVIII столетия, получил образование в Московском университете и служил в Москве цензором. Кроме оригинальных сочинений, опубликованных в журналах, он успешно занимался переводами с французского языка. Творчество П. А. Пельского ценил Н. М. Карамзин, издавший уже после кончины писателя небольшую книгу его сочинений.
|
«Боголюбская икона Божие Матери иконописная, мерою в длину 2 аршина, в ширину 1 аршин 13 вершков, верхняя сторона овальная. На иконе с правой стороны изображена Богоматерь, стоявшая со свитком в руке, который подносит Спасителю, изображение которого находится в верхней части иконы в лике Господа десною рукою благословляющего Богоматерь, а шуйцею подающего ей свиток. С левой стороны от Богоматери предстоят святые: св. праведная Анна, св.
|
Расположение приходских дворов в середине 1770-х годов можно отчасти восстановить по плану 1777 года, выданному из Московской полицмейстерской канцелярии по прошению капитана артиллерии М. М. Тургенева. На плане был показан его собственный двор с двухэтажными каменными палатами и деревянными постройками, а также дворы полковника С.А. Мамонова, генерал-поручика А. И. Порошина, прапорщика Н. М. Нащокина и секретаря С. И. Бышковского.
|
Сохранившиеся до настоящего времени ситуационные планы из фондов Московской полицмейстерской канцелярии и Казенного приказа, к сожалению, не позволяют представить, как оба храма выглядели в XVII столетии. На единственном плане, фиксирующем церковь Кира и Иоанна до ее перестройки, мы находим лишь условное изображение храма с двумя апсидами.
|
|
|