Внутренние стены храма и приделов были обложены до карнизов искусственным разноцветным мрамором, откосы окон и сами окна украшены орнаментами «в древнем вкусе». Притворы от основных помещений отделяли четыре арки, покрытые искусственным мрамором и расписанные орнаментами по золотому фону. Все алтари внутри были окрашены масляной краской, а купола и частично стены – покрыты росписями, описание которых также содержится в описи:
«В главном храме Всех Святых. В среднем ярусе между окнами по золотому фону написаны св. изображения на севере – пр. Моисея и ап. Петра, на западе – Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских, на юг пр. Илии и ап. Павла. Свод и купола вызолочены. Кроме свящ. изображений, своды росписаны: по своду на восточной стороне – Воскресение Христово и по бокам отдельно от изображения Воскресения Христова 2 архангела, на север – Преображение Господне, а по сторонам св. Иоанна Богослова и ев. Лука, на западе -Успение Божией Матери, а по сторонам 2 архангела, на юг – Вознесение Господне, а по сторонам евангелисты Матфей и Марк. В самом куполе Господь Вседержитель благословляющий и кругом надпись: Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.
В приделах: по предалтарному своду написаны деисус, с северной стороны в полу- своде изображение Нерукотворенного образа, с западной стороны над столбом – Алексия Человека Божия; все они помещены в круглых клеймах. Кроме священных изображений свод расписан разноцветной орнаментацией в древнем вкусе. Западный свод за столбом сплошь вызолочен золотом.
Войско Дмитрия Донского
Именно здесь прибывавшие в Москву купцы и путешественники могли принести благодарность своим святым покровителям за благополучное плавание или за удачные торговые сделки. Однако нельзя исключать, что сгоревший в 1365 году храм был отстроен заново именно в 1380-м – в связи с поминовением русских воинов, павших на Куликовом поле, – и получил, таким образом, новое значение в сакральном пространстве Москвы. Такое переосмысление первоначального посвящения храма могло быть связано и с тем, что именно через эту местность проходило и вернулось с победой войско Дмитрия Донского.
Еще один раз, как свидетельствуют летописи, церковь вместе с окружающей деревянной застройкой погорела в 1488 году4. Существует предположение, что первый каменный храм на этом месте был возведен уже в начале XVI века. Исследователи реконструировали его в виде небольшой одноапсидной церкви на подклете, окруженной с трех сторон крытыми двухъярусными галереями. При этом считалось, что подклеит первого храма, сложенный из маломерного кирпича, частично сохранился внутри существующего здания. Датировка подклета и первоначального каменного храма была основана на традиционном убеждении в том, что маломерный кирпич использовался в русской архитектуре главным образом в начале XVI века.
|