Из летописей известно, что первоначально на этом месте находился великокняжеский монастырь Покрова Богородицы в Садех, основанный в 1479 году. Со временем монастырь упразднили, а деревянная Покровская церковь, «что у решетки», на Глинищах, стала приходской. В середине XVII столетия вместо деревянной церкви построили каменную, а в 1717 году на средства царевны Натальи Алексеевны в ней был устроен второй престол во имя Святой Троицы. Однако к середине XVIII века Покровская церковь сильно обветшала, а скудость средств и небольшие размеры прихода не позволяли приступить к ее восстановлению. Как «бесприходную», Покровскую церковь приписали к храму святителя Николая в Кленниках, а в 1776-1777 годах, по желанию прихожан и по благословению архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина), Покровский храм было велено «за ветхостью разобрать и материал отдать на поправление Спасской, что на Глинищах, церкви»48. Покровский престол перенесли в строящуюся трапезную Спасского храма, упразднив придел преподобномученицы Евдокии. Для служения в новом приделе определили бывших причетников Покровского храма – священника Алексия Петрова (скончался в 1780 году) и дьячка Якова Сергеева.
В 1780 году благочинный из церкви Никиты Мученика на Басманной протоиерей Иван Иванов обратился в консисторию с рапортом о том, что «перестройка приделов с трапезою и колокольнею с помощью Божиею окончена».
Монастырские труды
В приходе также поселились чиновники из Императорского Воспитательного дома – член опекунского совета, коллежский комиссар Александр Герасимович Шахов и подполковник Петр Иванович Беркович. В это же время в приходе стали появляться и московские купеческие семьи. К 1794 году в двух из семи приходских дворов уже проживали купцы третьей гильдии Пантелеймон Шошин и Егор Лапин с многочисленными родственниками, сослуживцами и слугами. Всего же в приходе числилось около двухсот человек, из которых половину составляли дворовые люди; здесь же проживали 7 военных, 5 приказных и 6 купцов со своими родственниками 22.
По штату Рождественскому храму полагался один священник, диакон и дьячок. С 1728 по 1747 год здесь служил священник Иоанн Яковлев 23, а после него, по 1752 год, – Димитрий Иванов 24. Сменивший его священник Сергий Федоров в 1757 году по собственной просьбе был перемещен в Петербург к соборной церкви преподобного Исаакия Далматского на место своего отца, уволенного со службы по болезни Назначенный затем отец Федор Андреев в 36 лет стал вдовцом и потому, не желая оставаться в приходских священниках, попросился в полковые. На его место прихожане решили определить диакона соседней Всехсвятской церкви на Кулишках Михаила Матвеева 26. в 1764 году он был поставлен в священники и служил в храме до 1797 года 27. За время его долгой службы случались и неприятности. Так, в 1775 году на отца Михаила написал жалобу новопоставленный дьячок, обвинив настоятеля в обидах, недостаточном довольствии и избиении. Консистория произвела дознание, и по присланным из Главной полицмейстерской канцелярии сведениям оказалось, что дьячок сам нерачительно исполнял должность, пьянствовал, ранее содержался в полицейской команде и был оштрафован. Отосланный на монастырские труды, он не исправился, свел знакомство с подозрительными людьми и укрывал беглого господского человека. Дьячка решено было исключить из церковного причта и отослать в Губернскую канцелярию для определения «куда годным явится» 28.
|