«Боголюбская икона Божие Матери иконописная, мерою в длину 2 аршина, в ширину 1 аршин 13 вершков, верхняя сторона овальная. На иконе с правой стороны изображена Богоматерь, стоявшая со свитком в руке, который подносит Спасителю, изображение которого находится в верхней части иконы в лике Господа десною рукою благословляющего Богоматерь, а шуйцею подающего ей свиток. С левой стороны от Богоматери предстоят святые: св. праведная Анна, св. Симеон Богоприимец, св. мученица Евдокия, св. Василий Великий, св. апостол Петр, св. Максим Блаженный, св. мученица Параскева и святители Московские митрополиты: Петр, Алексий, Иона и Филипп, сии последние в коленопреклоненном виде. Риза на иконе серебряная с таковыми же венцами, весом 1 пуд с фунтом 84 пробы». Известно, что упомянутая в описании риза была переделана в i8so-e годы с добавкой нового серебра и венца, украшенного цветными каменьями (за 892 рубля).
Икону поместили на стене башни в особом деревянном позолоченном киоте со стеклянными дверцами, над которым устроили железную, также позолоченную сень, унизанную золочеными звездами. Над сенью располагался железный позолоченный купол с крестом, а перед иконой горела железная лампада. Ко дню празднования иконы Боголюбской Божией Матери (18 июля) красили ограду и башню Варварских ворот, у которых продавались специальные крестики с ленточками для пришедших поклониться чудотворному образу. В течение трех суток из-за большого стечения народа за порядком у башни наблюдали полицейские.
Большие окна трапезной
Большие окна трапезной и алтаря обрамлены плоскими наличниками с «ушками» и лепными головками херувимов; оформление полуциркульных
окон самого храма сложнее и включает в себя, например, лучковые сандрики. Большие овальные люкарны купола расположены по сторонам света. Для украшения стен Бланк использовал характерную барочную лепнину в виде головок херувимов, рокайльных завитков и картушей.
Церкви Кира и Иоанна на Солянке и Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке, благодаря общему композиционному решению декоративных деталей на фасадах, составляют единую группу, наглядно отражающую своеобразие московской архитектурной школы в развитии русского барокко. Далекая от вкусов императорского двора, главным выразителем которых был Ф. Б. Растрелли, она предпочитала традиционные типы и композиционные решения и достаточно сдержанный декор.
Особое положение церкви Кира и Иоанна как императорского обетного храма сохранялось и после его освящения. Почти каждый год 28 июня здесь, как и в кремлевских соборах, происходило торжественное архиерейское богослужение в память о восшествии государыни на престол. Так, в 1772 году, на 10-летие провозглашения Екатерины самодержицей, всенощное бдение и литургию в Успенском соборе служил епископ Крутицкий Самуил, в Благовещенском соборе литургию совершал грузинский митрополит Николай, в Архангельском соборе – грузинский митрополит Афанасий, в церкви Двенадцати апостолов – грузинский архиепископ Иоанн, а в церкви Кира и Иоанна на Солянке – епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий, архимандрит Высокопетровского монастыря Сильвестр и архимандрит Николо-Греческого монастыря Нектарий.
|