С природными особенностями местности мог быть связан и один из наиболее таинственных здешних топонимов – Подкопаи. По одной из версий, он образовался от подмытого берега реки Рачки. Если такое предположение справедливо, то Подкопаи – единственный топоним, хотя бы косвенно сохраняющий память об этом ручье18, вытекавшем из Поганой лужи, или Поганого пруда и впадавшем в Москву-реку у самого устья Яузы.
Происхождение другой группы топонимов связано с появлением здесь в начале XV века великокняжеской усадьбы и с названиями ее территорий и хозяйственных служб. Так, о границах великокняжеских садов можно условно судить по расположению храмов, имевших в своем названии топоним «в Садех». На западе они доходили до начала современной Маросейки, поскольку находившейся там Покровский монастырь назывался Покрова в Садех, а на юге, видимо, доцеркви Владимира в Садех. На востоке они простирались до церкви Святой Троицы в Хохлах, которая в одном из источников XVII века названа храмом «Живоначальные Троицы, что в Садех». В. П. Выголов справедливо полагал, что великокняжеские сады занимали территорию от Златоустовского монастыря до Кули- шек и Воронцова поля.
Летописи XVI века и упоминаемые в Писцовых, Переписных и Ладанных книгах XVII столетия названия церквей позволяют установить место конюшен великого князя, находившихся на высоком холме, над храмом Николы Подкопаева. Рядом с ними располагалась церковь Флора и Лавра «у конюшен», на месте которой был впоследствии выстроен храм Трех Святителей на Кулишках.
Политическая автономия
В 1833 году он был назначен бакалавром греческого языка в Академию, где прослужил пять лет, а затем исполнял иерейское служение в церкви Димитрия Солунского Никитского сорока, откуда был переведен в церковь Кира и Иоанна. В 1850 году его возвели в сан протоиерея, а в 1853-м – утвердили действительным членом конференции Московской консистории. В 1857 году Иоанн Загорский был сопричислен к ордену Св. Анны з-й степени, а три года спустя – назначен благочинным Ивановского сорока и членом Московской духовной консистории. В 1859 году было завершено обновление церкви Всех Святых на Кулишках, и именно она стала главным храмом прихода. При этом особой необходимости в церкви Кира и Иоанна у причта не было, поскольку в летнее время служить можно было в возобновленном Всех- святском приделе °3. Поэтому в том же i860 году по указу консистории в храм Кира и Иоанна была перенесена ризница из приготовленной к разборке соборной церкви Ивановского монастыря. 18 февраля 1866 года церковь Всех Святых на Кулишках была обращена в самостоятельную приходскую, а церковь Кира и Иоанна стала официально приписной, каковой и оставалась до 1873 года, когда по высочайшему указу была обращена в подворье Сербской Церкви.
В 1873 году Сербская митрополия была автономной церковью Константинопольского Патриархата. Управлял ею архиепископ Белградский и митрополит Сербский Михаил. Сама Сербия с 1830 года пользовалась политической автономией, которую она получила после Адри- анопольского мира между Россией и Турцией.
|