|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 241-260 |
Страницы: « 1 2 ... 11 12 13 14 15 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Составление проектов и смет поручили архитектору Карлу Бланку, что, судя по документам, было исполнено к 20 октября 1763 года 43. Финансировалось строительство из кабинета Ее Величества через Гофинтенданскую контору, средства в которую должны были поступать из Главной соляной конторы. 18 марта 1764 года из казны на строительство двух церквей было дано 7000 рублей.
|
От первой половины XVII века здесь уцелела лишь древняя храмовая святыня, которая хранилась на горнем месте в алтаре Петропавловского придела, устроенного после возведения нового каменного храма в 1702 году, – запрестольная икона «Проповедь святых Апостолов» 1642 года (вклад дьяка Петра Стеншина).
|
Так, здесь жили два подьячих Поместного приказа – М. И. Полозов и Н. И. Самсонов, подьячий Сибирского приказа – Богдан Насонович Трескин, подьячий Большого приходу – Карп Меркульев Молчанов,подьячий Посольского приказа – Иван Иванович Истомин, подьячий Серебряной палаты – Иван Яковлевич Волков, подьячий Новгородской чети – Никита Иванович Назарьев и подьячий Разрядного приказа – Иван Посников. Два двора в приходе принадлежали московским гостям.
|
Одновременно с устройством богадельни здесь мог быть поставлен и храм святых врачей Кира и Иоанна. В 1624/25 году с церквей мученицы Параскевы Пятницы и мучеников Кира и Иоанна «по окладу дани» брали одинаковые суммы – 9 алтын и 3 деньги.
|
В архивах сохранился уникальный для этого времени документ ведомость Спасо-Преображенской церкви за 1928 год. В ней в числе служащих в храме записаны настоятель – священник Аркадий Константинович Пономарев, 44 лет, и псаломщик Павел Петрович Фивейский, 27 лет. Должность церковного старосты занимал Н.А. Халяпин, 62 лет 47. Последняя клировая ведомость, составленная уже перед закрытием храма, относится к 1930 году.
|
В советское время все эти здания использовались под коммунальные квартиры. Ныне дом в переулке остается жилым, а бывший трактир занят коммерческим учреждением. Первый этаж бывшего ночлежного флигеля передан храму Трех Святителей на Кулишках под церковный дом, а в остальной его части еще сохраняются коммунальные квартиры. Двор Свиньиных приобрел капитан И. А.
|
Следующим по времени испытанием стала эпоха открытых гонений на Церковь в 192о-19зо-е годах. Из всех здешних храмов до 1991 года оставалась открытой лишь церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Храмы Кира и Иоанна и Спаса на Глинищах были разрушены большевиками. Несмотря на исторические перипетии, сакральная топография Кулишек, сложившаяся в XV-XVII веках, в целом сохранилась до наших дней.
|
В послевоенное время отец Петр принялся восстанавливать потери, понесенные церковью и приходом. Описание состояния Спасо-Пре- ображенского храма мы находим в ведомости о храмах Москвы, посланной в Святейший Синод в 1813 году: «Спасская на Глинищах с приделами Покрова Богородицы и великомученицы Екатерины, стены, главный купол и с главою целы, а около осмерика четыре стороны крышек погорели.
|
Из разночинцев в Спасоглинищевском приходе упоминается переводчик Коллегии иностранных дел Фома Филимонович Розанов. Значительную часть домовладельцев составляли инословные жители: « .католицкого исповедания Крестьян Богданов. армянской нации купец Иван Ракилов.
|
В уже упомянутой Строельной книге 1657 года «храм Николы Чюдотворца Подкопае- ва» описан как каменный, с теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери и с кладбищем «мерою длиннику 18 сажен, по- перег 15 сажен, позади алтарей 13 сажен и то кладбище тесно и порозжих мест нет».
|
Последний в своем прошении к архиепископу Платону от 11 декабря 1783 года просил благословения, «чувствуя ревность к проповедованию слова Божия», быть диаконом с правом проповедовать во время богослужения. В ответ на прошение Смирнова был издан архиерейский указ о его назначении, но в феврале 1785 года настоятель с прихожанами вновь отказались от диаконской вакансии, мотивируя это следующими причинами: «в 1783 г.
|
Отношения с причетниками Спасо-Глинищевского храма, особенно с диаконом Николаем Измайловым, складывались у отца Илии непросто. Об Измайлове позже он вспоминал так: «На Глинищах, благодарение Богу, приобрел навык обращаться и не с таким диаконом, которого благочинный аттестовал всегда в поведении «не худым», чего ниже нельзя, а Екатерининский, слава Богу, совершенно не должен быть сравнен с Спасо-Глинищевс- ким.
|
В середине 1923 года на одном из собраний приходского совета отец Сергий выступил с докладом об организации совета уполномоченных с целью улучшения церковной жизни в условиях сосуществования с советской властью. Советом решено было принять к сведению и исполнению его доклад со следующими положениями: «1.
|
В отличие от других храмов Ивановской горки, церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот, со времени ее постройки и до наших дней не закрывалась, и служение в ней не прерывалось ни в революцию, ни в трудные годы войн, разгула атеизма и богоборчества. В тихом и уютном Петропавловском переулке в эти тяжелые времена сохранялись традиции московского православия.
|
К.Д. Дудышкин (17321792), происходивший из богатых торопецких купцов и имевший свою шелковую фабрику, поселился в Спасском приходе в 1779 году. Он приобрел соседний с церковью двор с каменными двухэтажными палатами, принадлежавший генерал-поручику А. И. Порошину, а до этого – семье Акинфовых.
|
Поглядеть на это происшествие, случившееся как раз накануне храмового праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы, собралось большое количество народа.
|
После кончины императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил ее племянник, император Петр 111, кратковременное правление которого окончилось 28 июня 1762 года. В этот день, рано утром, императрица Екатерина 11 прибыла из Петергофа в Петербург, где на верность ей присягнули гвардейские полки, после чего в Казанском соборе она была торжественно провозглашена самодержицей, а ее сын Павел Петрович – наследником Российского престола.
|
Здесь подробно показан церковный участок земли с храмом и погостом, диаконским, дьячковским и пономарским дворами и двором викарного священника. Ближайшие к церковной земле участки принадлежали канцеляристу Ивану Васильеву, крепостному крестьянину Мусиных-Пушкиных Артемию Максимову и коллежскому советнику Якову Федоровичу Михин.
|
Проживал Алексей Пашутин в доме комитета Императорского Человеколюбивого общества. В 1897 году он упоминается как «заведующий домами церкви Спасо-Преображения, живущий в церковном доме № 25 по Лубянскому проезду». Усердием А. С.
|
Этот дом был собственностью диакона, однако стены, оставшиеся от пожара 1812 года, считались принадлежащими церкви, по причине чего диакон платил 100 рублей в пользу храма и 50 – в пользу причта. На содержание спасского причта шли проценты с капитала, положенного графиней В. П. Разумовской, а также доход с лавок, которые с 1836 года сдавались московскому купцу 3-й гильдии Николаю Ильичу Оловянишникову".
|
|
|