В ноябре 1919 года Комиссия по охране памятников искусства и старины при Московском совете произвела осмотр храма Рождества Богородицы для учета его художественных и исторических ценностей с целью их охраны. Представители комиссии – К. К. Клейн,
Н. П. Виноградов, В. В. Воронцов и М. А. Маркичев – в присутствии отца Сергия Толгского и прихожанина И. М. Ерофеева выявили в храме следующие иконы, подлежавшие учету: «1. «Не рыдай мене Мати» – на жертвеннике в алтаре, в серебряной ризе, сильно записанная, 17 века,
2. «Рождество Пресвятой Богородицы» – в серебряной вызолоченной ризе, храмовая, сильно записанная, начала 17 века, 3. «Нерукатво- ренный Спас» – в серебряном окладе с правой стороны главного иконостаса, 17 век, 4. Четыре московских святителя – в Иоановском приделе в алтаре, 18 век, 5. Смоленская Божия Матерь – в проходе в ризницу, в серебряном вызолоченном окладе, 16 в., 6. Икона с мощами в ризе – 1826 г.». Среди прочих предметов значились два Евангелия, одно из которых, 1657 года, было подарено В. Худолеевым, пять серебряных крестов XVII-XIX веков и серебряное кадило 1681 года с надписью: «190 г. сентября 1 день построила сие кадило в церковь Пресвятой Богородицы Рождество, что на Кулишках вдова Анна Фролова по отце своем и по матери и по муже своем и по детех и по родителех в роды родов» 94.
Представители общины верующих
В обращении, датированном 21 января 1931 года, представители общины верующих Спасо-Пре- ображенской церкви по Лубянскому проезду выразили протест против закрытия и сноса храма, противоречащих законам страны и постановлениям правительства. По сведениям верующих, приход Спасской церкви состоял из 800 человек, подписи которых предполагалось собрать. Община выполняла все обязательства по сохранности здания храма и его имущества, своевременно производила внутренний и внешний ремонт. В 1929-1930 годах были собраны средства на реставрацию живописи главного храма. Все налоги уплачивались своевременно, и никакой задолженности за общиной не числилось. Здание храма, «построенное по проекту известного архитектора Казакова», имело художественную ценность. В заключение члены и кандидаты церковного совета и ревизионной комиссии отмечали: «крайне тяжело для нашей общины, не жалевших своих средств на поддержание в должном виде храма, а так же и для всей верующей Москвы лишиться этой святыни и потерять этот ценный исторический памятник искусства XVIII в.» 52. Тогда же, в январе 1931 года настоятель Спасо-Преображенской церкви отец Аркадий Пономарев обратился с прошением к митрополиту Сергию
(Страгородскому) «войти с своим ходатайством в Президиум ВЦИК об отмене постановления о сносе нашего храма».
|