Около 50 человек обитали в Доме призрения штабс- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой, несколько меньше – на Рыбном дворе и совсем мало – на Сербском подворье и Народной кухне. Приход продолжал расти, и через пять лет, в 1886 году, составлял уже 726 человек 8. Столь многолюдный приход в центре Москвы обеспечивал храм всем необходимым, о чем свидетельствует, в частности, главная опись церковных и ризничных вещей середины XIX – начала ХХ века. Все здание снаружи было оштукатурено цементом и окрашено масляною краской. Перед единственным входом в церковь с западной стороны находилось окрашенное масляной краской чугунное литое крыльцо с иконами Боголюбской Божией Матери, Всех Святых и пророка Наума со святителем Николаем, написанными, по-видимому, в середине XIX столетия. Площадки и три ступени были сделаны из гранита. За железной наружной дверью располагался тамбур с двумя дверями из мореного дуба. Рядом с главным входом, на северной стороне, находился вход в колокольню с железной дверью; такая же дверь на южной стороне вела в подвал. Железные кровли на церкви и колокольне были окрашены зеленой краской.
Крытые железом главы над главным храмом, алтарем и колокольней и венчающие их кресты сверкали червонным золотом. Снаружи, в тимпанах двенадцати кокошников и между колонками аркатурно-колончатого пояса на шее центральной главы располагались образы святых. На колокольне висело восемь колоколов разного веса.
Сакральная топография Кулишек
Сакральная топография Кулишек начинает складываться, видимо, еще в XIV веке. На месте, где сближаются Хохлов, Большой Трехсвятский и Подкопаевский переулки, археологами была выявлена серая и грубая красная керамика, свидетельствующая, по их мнению, о возникновении здесь во второй половине XIV века нового подгородного поселения Согласно предположению В.А. Кучкина, в этот период здесь уже существовала церковь Всех Святых на Кулишках. Однако первые достоверные сведения о здешних храмах относятся уже к церкви святого Владимира на великокняжеском дворе. «Новый двор у Святого Володимера» появляется между 1407 и 1417 годом46. Основаниепрестола, стольредкогодля Москвы, связано, скорее всего, с великокняжеским замыслом посвятить его своему равноапостольному сроднику, святому прародителю великокняжеского московского рода. Примечательно, что один из придельных престолов этого храма посвящен святым Кирику и Иулитте47, память которых празднуется в один день со святым Владимиром. Соединение в одном храме подобных престолов обычно происходило при облетном строительстве, когда донатор устраивал отдельные престолы святым, память которых совершалась в день важного для него события. Разумеется, придел святых Кирика и Иулитты мог появиться здесь много позже, например, при перестройке церкви в 1514 году, но можно предположить, что придел существовал и в более древнем храме.
|