Этот дом был собственностью диакона, однако стены, оставшиеся от пожара 1812 года, считались принадлежащими церкви, по причине чего диакон платил 100 рублей в пользу храма и 50 – в пользу причта. На содержание спасского причта шли проценты с капитала, положенного графиней В. П. Разумовской, а также доход с лавок, которые с 1836 года сдавались московскому купцу 3-й гильдии Николаю Ильичу Оловянишникову".
В начале 1833 года престарелый протоиерей Петр Тихомиров попросился за штат. Указом консистории на место настоятеля в Спасо-Гли- нищевскую церковь был определен диакон храма великомученицы Екатерины на Ордынке Илия Иванович Святославский, двоюродный брат которого, Александр Петрович, служил секретарем митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Крупный пост в Санкт-Петербурге занимал и другой родственник Ильи Ивановича – действительный статский советник И. И. Ястребцев, к которому была обращена следующая записка: «Любезнейший дяденька! При Божией, свыше действующей помощи, если можно, постарайтесь о нашей участи. По доходу место не гласное – может быть и не много лучше Екатерининского диаконства, но дом не покупной – вот выгода. Вот благо наше!» Другому своему благодетелю Святославский рассказывал в письме от 4 января, что «на прошении Глинищевских прихожан Владыка наложил вчера милостивую резолюцию: Преосвященный (т. е. Викарий) имеет рассмотреть и если не окажется препятствий то произвесть. Поверишь ли, более двух дюжин просителей было на место Глинищевское!» .
Соседняя усадьба
Известно, что в 1700 году церковь Николы в Подкопаях перестраивалась, и в ней был устроен второй теплый придел во имя святой великомученицы Екатерины. Вероятно, одновременно с этим был возведен сохранившийся до нашего времени уникальный шестигранный барабан, который первоначально был световым м, а прежнее завершение храма заменено четырехскатной кровлей.
По актовым книгам ХУШ века и Переписным книгам 1735-1742 годов хорошо прослеживается развитие домовладений в приходе, переход дворов от одних владельцев к другим. Дополнением к этим документам служат планы отдельных дворов, встречающиеся в фондах Полицмейстерской канцелярии и Управы благочиния начиная с 1740-х годов. В соответствии с тогдашним административ ным делением Москвы, Подкопаи принадлежали к первой команде.
В 1701 году Лукьян Голосов продал свой двор подьячему Протопопову, а тот – степенному клюшнику Михайлову. Рядом с ним, на углу современных Хитровского и Подколоколенного переулков, располагался большой двор Колычевых. Старинный двор Бутурлиных с каменными палатами был поделен междудвумя хозяевами, А. А. Волынским и князем С. Д. Волконским, а в 1740-х годах вновь объединился в руках секунд-майора Федора Ивановича Ушакова. Соседнюю усадьбу Лариона Лопухина к этому времени приобрел Иван Васильевич Толстой, от которого она перешла к другим владельцам, а затем вернулась к его сыну Петру.
|