В 1777 году, когда полным ходом шло строительство трапезной и колокольни храма на Глинищах, коллежский советник К. И. Бланк покупает городскую усадьбу княгини Екатерины Петровны Барятинской, урожденной Голштейн-Бек, с деревянным домом, «позади двор московского купца Александра Яковлева Уварова». К этому участку архитектор прикупает еще два, в том числе из бывшей погостной церковной земли Покровского храма на Покровке. Таким образом возникает обширное городское владение, где в течение двух лет К. И. Бланк строит по своему проекту знаменитый впоследствии особняк на Маросейке с угловой купольной ротондой и двумя примыкавшими симметричными корпусами. В июне 1779 года К. И. Бланк продает свое владение графине Варваре Петровне Разумовской, урожденной Шереметевой, которая была хорошо известна в Москве благотворительностью и щедрыми жертвами на храмостроительство. В своей городской усадьбе в приходе Спаса на Глинищах графиня Варвара Петровна жила до самой своей кончины в 1824 году.
Тем не менее архитектурное решение Спасской церкви, особенно ее ротонды, имело мало общего с храмовыми постройками Бланка. Исследователи обычно приписывают Спасо-Преображенский храм на Глинищах творчеству выдающегося русского архитектора XVII века В. И. Баженова, хотя, как и в большинстве других случаев, достоверных данных о его участии в этой работе нет. Возможно, что первоначальный проект перестройки трапезной и колокольни был заказан К. И. Бланку, а сам храм, уже после 1780 года, проектировал архитектор круга Баженова и Казакова.
Судьба государевых садов
«Старыми»» уже в конце XVI века назывались также конюшни, находившиеся в Кремле, у церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот24. С присутствием Конюшенного двора могло быть связано существование на Кулишках Конного торга.
Несколько лучше мы можем представить себе судьбу государевых садов. В XVII столетии они располагались, видимо, на месте Васильевского луга. Древний топоним трансформировался, и новый сад стал называться Васильевским. О том, каким он был на рубеже XVII-XVIII столетий, можно узнать из описи 1701 года, опубликованной И. Е. Забелиным: «Васильевский сад в Белом городе, у Яузских ворот, длинною по Китаю городу 135 саж., по Белому городу 160 саж., поперечнику от Китая по Белому городу 118 саж. В другом конце от Китая ж к Яузским воротам 295 саж. А в нем на пяти поделях садового строения 10199 дерев, да в грядах 2837 дерев, почек и прививок 850, да три гряды пенков, 345 дерев груш сарских и волоских, 750 прививок в грядах, 9 гряд почек, 194 куста вишен, 42 куста слив, 57 гряд малины, 54 гряды да 246 кустов смородины красной, 41 гряда черной».
Пространственное отделение Кулишек от Великого посада было связано со строительством его укреплений. Существуют летописные сведения о том, что для защиты посада здесь еще в 1394 году был выкопан ров: «Той же осени замыслиша на Москве ров копати. И почаша с Кучкова поля. А конец ему хотеша учинити в Москву реку, широта же его сажень, а глубина человека стояща, и много быть убытка людям, понеже поперек дворов копаша, и много хором разметала, а не учинила ничтоже».
|