Дома, в которых они обитали, представляли собой расположенные неподалеку от церкви многоэтажные каменные постройки последних десятилетий XIX века с множеством квартир, преимущественно сдававшихся внаем. Двумя такими домами по улицам Солянке и Подколоколенному переулку в 1913 году владел потомственный дворянин Павел Иванович Харитоненко, который приобрел их у купцов Расторгуевых. Коммерции советник Дмитрий Алексеевич Расторгуев еще проживал со своей семьей в одном из этих домов. В другом доме, принадлежавшем княгине Волконской и также, видимо, сдававшемся внаем, проживала вдова Алексея Дмитриевича Расторгуева, Александра Васильевна. Еще один дом, в котором проживало около ста человек крестьян, мещан, цеховых, купцов и прочих жильцов, приехавших в Москву из различных губерний России, принадлежал наследникам потомственного дворянина Николая Ивановича Новикова. Отдельным домом владел происходивший из крестьян потомственный почетный гражданин Андрей Яковлевич Храпунов, у которого было около 50 человек жильцов. Еще два дома принадлежали Обществу страхования капиталов и доходов и Опекунскому совету. Здесь также проживало большое количество людей, многие из которых были из других приходов.
Следует заметить, что сами церковнослужители рядом с храмом на протяжении XIX века почти не жили. Церковь Рождества Богородицы – одна из немногих московских церквей, которая не имела в непосредственной близости обширного участка свободной земли для жилых домов причта и различных построек хозяйственного назначения. Церковной земли едва хватало на небольшой погост.
Группа верующих
Многое из перечисленного в описи, составленной комиссией, исчезло уже в апреле 1922 года, когда в церкви Всех Святых было совершено изъятие ценностей в пользу голодающих. Были конфискованы ценнейшие наперсные кресты, два комплекта литургических сосудов и лампады из драгоценных металлов, три оправы для
Евангелий, серебряные ризы с 43 икон и жемчуг. Общий вес реквизированного серебра составлял около 10 пудов 97. Другие святыни храма исчезли уже после его закрытия.
В 1931 году, когда слушалось дело о закрытии церкви Всех Святых на площади Ногина, Президиум Мособлисполкома постановил: «ПриНИмая во внимание, что церковь Всех Святых используется малочисленной группой верующих, которые могут быть переведены в церковь Иоанна Предтечи по ул. Ногина (расстоянием 50 метров), необходимость использования здания культа под клуб пионеров ВСНХ, наличие соответствующих средств для этого согласно прилагаемой сметы, руководствуясь постановлением ВЦИКа от 8 апреля 1929 г., указанную церковь закрыть, а здание передать для просимых целей.» В 1933 году в помещении церкви должны были устроить киномастерскую для треста Мосгоркино, в связи с чем была произведена перепланировка здания и установка межэтажных перекрытий и новых печей 99.
В 1950-х годах был осуществлен ремонт фасадов храма. С 1967 года здесь помещалось строительно-монтажное управление, а в 19701980-х годах – Гастрольное бюро филиала Москонцерта, устроившего в алтаре туалет.
|