В архивах сохранился уникальный для этого времени документ ведомость Спасо-Преображенской церкви за 1928 год. В ней в числе служащих в храме записаны настоятель – священник Аркадий Константинович Пономарев, 44 лет, и псаломщик Павел Петрович Фивейский, 27 лет. Должность церковного старосты занимал Н.А. Халяпин, 62 лет 47. Последняя клировая ведомость, составленная уже перед закрытием храма, относится к 1930 году. Кроме обычных для таких документов сведений, в ней сообщается, что в штате церкви числится только священник, а «псаломщицкие обязанности исполняет временно наемное лицо». В графе о редких и ценных в церковно-археологическом отношении предметах в храме отец Аркадий отметил, что «древних икон имеется пять» 48.
В 1929 году большевистские власти предприняли новое наступление на Русскую Православную Церковь, призвав граждан СССР принять участие в «безбожной пятилетке». По всей стране началась массовая кампания по закрытию и сносу православных храмов. В первую очередь этот процесс коснулся столицы – древней Москвы. Невзирая на многочисленные письма-протесты верующих, которые ежедневно десятками и сотнями приходили во ВЦИК, известные московские храмы закрывались, варварски перестраивались или просто сносились. Эта участь постигла и такие известные соборы, как храм Христа Спасителя или Богоявленский собор в Дорогомилове, и небольшие приходские церкви, особенно в историческом центре города.
Храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы
Во входе в церкви с западной стороны, где имеется колокольня между двумя деревянными со стеклами дверми находится еще железная решетчатая двустворчатая дверь. В алтарях, помещениях для ризницы и прочих местах храма имеются окрашенные масляною белою краскою окна о двойных створчатых рамах с медными к ним приборами. Таковых окон общепринятой формы в храме 18. Кроме сего в храме имеется четыре полуциркульных окна: в алтарь, над горним местом, над двумя входными боковыми дверьми в церковь и над аркою, отделяющей настоящую церковь от придельных храмов; окна сии окрашены белой масляною краскою. Церковь снаружи окрашена светло-гаванскою краскою и имеет благопристойный вид». В 1863 году в основном храме поставили печь, и его стало возможно использовать для зимних богослужений7з . 15 сентября того же года он был переосвящен. Четырехъярусный предалтарный иконостас основного храма был сплошь украшен золоченой резьбой; на резных Царских вратах имелись изображения Благовещения и четырех евангелистов. В местном ряду иконостаса, с правой стороны от Царских врат, согласно описи 1854 года, располагались: икона Спасителя на престоле, изображение Архангела Гавриила на южной двери, икона великомученика Георгия, храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы, иконы святителя Алексия митрополита Московского, Тихвинской Божией Матери и Вознесения Господня с круглым образом Господа Саваофа над ней и икона Нерукотворного Спаса. С левой стороны от Царских врат стояла икона Божией Матери на престоле, за которой следовало изображение Архангела Михаила на северной двери, а затем – иконы великомученика Димитрия Солунского.
|