Следующим по времени испытанием стала эпоха открытых гонений на Церковь в 192о-19зо-е годах. Из всех здешних храмов до 1991 года оставалась открытой лишь церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Храмы Кира и Иоанна и Спаса на Глинищах были разрушены большевиками. Несмотря на исторические перипетии, сакральная топография Кулишек, сложившаяся в XV-XVII веках, в целом сохранилась до наших дней. Это особенно стало заметным после 1991 года, когда началось восстановление церквей с их первоначальными придельными престолами, сохраняющими преемственную связь с храмами, возникшими в глубокой древности, когда только начиналось освоение этой части Москвы. На пересечении Лубянского проезда с Малым Спасоглинищевским переулком, по правой стороне, на месте безликого многоэтажного дома некогда располагался известный многим православным москвичам храм во имя Спаса Преображения, с характерным для старой Москвы названием «на Глинищах» Уничтоженный во время первой сталинской «безбожной» пятилетки, он вошел в печальный список утрат замечательных памятников московского церковного зодчества.
Историю храма Спаса на Глинищах можно проследить со второй половины XV столетия. Первое упоминание о нем мы встречаем в духовной грамоте старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка (1460), где среди прочего имущества старец называет «загородный двор у святого Спаса на Глинищах» и «свою куплю и с огородом, а то дал если Фролу Яковлю и его жене и детям».
Церковь святителя Николая в Подкопаях
Сохранилась и храмовая община, объединившаяся вокруг отца Серафима, продолжавшего духовно руководить ею. Он сам и другие пользовавшиеся его духовным руководством «непоминающие» священники – отец Иеракс Бочаров, отец Владимир Криволуцкий, отец Петр Шипков – тайно служили в устроенных ими домашних храмах. Эта катакомбная община, ведомая отцом Серафимом, продолжала существовать и после его кончины, последовавшей в 1942 году. По благословению святителя Афанасия Сахарова чада отца Серафима воссоединились с Патриаршей Церковью после избрания Патриарха Алексия 1. Как часть катакомбной Церкви, община подверглась новым целенаправленным гонениям в 1946 году, когда были арестованы священники и прихожане церкви Кира и Иоанна, а также православные христиане, вошедшие в духовное
общение с ними после закрытия храма: отец Дмитрий Крючков, отец Алексей Габрияник, отец Владимир Криволуцкий, В. А. Корнеева,
М. В. Тепнина, М. А. Тыминская и другие 125. Однако духовная преемственность, идущая от отца Серафима к окормляемым им священнослужителям и к их духовным чадам, не прервалась. Ветвью этого духовного древа был и отец Александр Мень, росший при отце Серафиме и ставший затем духовником для переживших годы открытых гонений членов общины церкви Кира и Иоанна на Солянке.
|