После кончины императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил ее племянник, император Петр 111, кратковременное правление которого окончилось 28 июня 1762 года. В этот день, рано утром, императрица Екатерина 11 прибыла из Петергофа в Петербург, где на верность ей присягнули гвардейские полки, после чего в Казанском соборе она была торжественно провозглашена самодержицей, а ее сын Павел Петрович – наследником Российского престола. Из Казанского собора самодержавная государыня отправилась в Зимний дворец. «Все войска, находившиеся в Петербурге, – писала княгиня Е. Р.Дашкова, – присоединились к гвардейцам и, запрудив большую площадь и улицы, окружили дворец» 42. Это произошло в день церковного празднования перенесения мощей мучеников Кира и Иоанна. Следуя благочестивой традиции русских государей, Екатерина после воцарения повелела устроить и обновить престолы во имя святых мучеников и своей небесной покровительницы великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге и в Москве. В петербургском храме Благовещения на Васильевском острове был учрежден придел Кира и Иоанна, который
освятил епископ Кексгольмский Тихон (Соколов). В Москве было дано высочайшее повеление перестроить две ветхие приходские церкви – великомученицы Екатерины на Ордынке и мучеников Кира и Иоанна на Солянке, причем осуществить это должны были не сами приходы, а Гоф-интендантская контора.
Пределы сметы
В октябре 1764 года ямы глубиной около 4 аршин были вырыты, после чего оказалось, что место это – «слабое, сырое, и все насыпанное, чего ради и ко основанию церковного того строения подлежать будет бить сваи копром». Поскольку «свайная бойня» здесь могла быть продолжительной, Бланк, чтобы не выйти за пределы сметы, решил использовать для этого казенных каменщиков, а для церкви святой Екатерины нанять вольных, предписав им класть фундаменты на «настоящем грунте» 47. Еще 5000 рублей из Гоф-интендантской конторы поступило в начале нового строительного сезона, после чего 31 октября 1765 года был заключен контракт с олонецким крестьянином Андреем Пашковым «с товарищи» и с крестьянином села Мячкова Московского уезда Степаном Чечулиным, обязавшимися «построить им в Москве две святая церкви с колокольнями первую на Солянке близ Яуских ворот святых Кира Иоанна и с папертьми вокруг оно и но беспредела.». По этому контракту храм должны были окончить вчерне без внутренней отделки к сентябрю 1766 года, а если из-за ненастной погоды это окажется невозможным, то к августу 1767-го – «с крышкою куполов и протчаго» 48. Рабочие вели строительные работы, не заботясь об удобстве горожан, и в какой-то момент сделали невозможным проезд по Солянке.
|