Отношения с причетниками Спасо-Глинищевского храма, особенно с диаконом Николаем Измайловым, складывались у отца Илии непросто. Об Измайлове позже он вспоминал так: «На Глинищах, благодарение Богу, приобрел навык обращаться и не с таким диаконом, которого благочинный аттестовал всегда в поведении «не худым», чего ниже нельзя, а Екатерининский, слава Богу, совершенно не должен быть сравнен с Спасо-Глинищевс- ким. С этой стороны я спокоен теперь гораздо более, нежели на Глинищах» 04. В 1835 году, ходатайствуя перед своим братом за вифанско- го семинариста Василия Поспелова, который «уговорился взять за себя» дочь глинищевской просвирни, отец Илия просил: « .не оставьте, если можно, сироту без внимания. Люблю в своем причте одну просвирню, да и девица весьма хорошего жениха достойна»» ш5. Просвирней в Спасской церкви была вдова диакона Тихоновской церкви на Арбате Ивана Алексеевича Соколова Елена Николаевна. В сохранившемся небольшом «дневнике», куда Илья Иванович вносил записи о наиболее важных семейных событиях за 1829-1837 годы, совсем нет подробностей о жизни Спасоглинищевского прихода.
В основном это сведения о рождении, болезнях или кончине детей настоятеля. Причт Спасской церкви в 1834 году, помимо настоятеля, состоял из диакона Николая Измайлова, дьячка Матвея Васильева и пономаря Петра Кудрявцева. Церковным старостой был титулярный советник Александр Дмитриев Кошкин, которого через два года сменил московский купец Николай Николаевич Егоров .
Овеянный легендами храм
Овеянный легендами храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца в Подкопаях – один из древнейших на Кулишках. Урочище Подко- паи находилось у подножия Ивановской горки и на южном ее склоне, по обоим берегам речушки Рачки. Ныне на этом месте располагаются нижняя часть Подкопаевского и Малого Ивановского переулков, отрезок Подколоколенного переулка от Малого Ивановского до Хитровско- го, а также Певческий переулок. Исследователи по-разному объясняют происхождение названия «Подкопаи». Оно могло быть связано с фамилией какого-то здешнего землевладельца или с тем, что в древности на этом месте добывали глину. Существует также легенда о совершивших подкоп ворах, которым не удалось проникнуть в храм и совершить святотатство, так как бревно придавило им руки.
Известно, что в конце XV века на Кулишках, в селе Владимирском, находилась великокняжеская загородная усадьба, а на высоком холме над берегом реки Рачки стоял конюшенный двор. При конюшнях был храм Флора и Лавра, а ниже, под горой, находилась церковь святителя Николая Чудотворца в Подкопаях, ставшая приходской для местных жителей. В летописи эта церковь впервые упоминается в 1493 году. После опустошительного пожара в Кремле великий князь Иван 111 выехал на Кулишки, в свою загородную усадьбу – село Владимирское.
По всей вероятности, сам княжеский двор на Кулишках также сгорел, и великий князь, как сообщает летопись, вынужден был жить некоторое время «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворах». Пожар 1493 года не затронул Никольскую церковь.
|