В последующем Советское правительство, по-прежнему будучи глубоко заинтересовано в предотвращении захвата Польши фашистским рейхом, также придавало важнейшее значение привлечению ее к участию в создании коллективного фронта защиты мира.
В 1939 г. в условиях нависшей над Польшей смертельной опасности Советский Союз счел необходимым еще раз попытаться установить с ней сотрудничество в целях пресечения немецко-фашистской агрессии. Буря возмущения прогерманской политикой Бека и других правителей Польши достигла в стране такого накала, что Бек счел необходимым выступить 5 мая 1939 г. с речью о том, что он считает необходимым оказывать сопротивление фашистским агрессорам.
Когда же через несколько дней Советское правительство обратилось к нему с предложением о заключении союза для борьбы против фашистских агрессоров, то Бек, предавая национальные интересы, отверг это предложение.
Положение Польши продолжало ухудшаться, но ее правители придерживались своего пагубного курса.
Когда в августе 1939 г. на переговорах советской, английской и французской военных миссий в Москве встал вопрос о необходимости пропуска советских войск через территорию Польши в случае нападения Германии, правящие круги страны снова отклонили советскую помощь.
В районе Закарпатской Украины
Находясь в тяжелом положении, правительство Чехословакии приняло ультиматум, и на следующий день польские части заняли указанную чехословацкую территорию. Через несколько дней венгерские части начали вооруженные провокации на венгерочехословацкой границе в районе Закарпатской Украины. 2 ноября 1938 г. состоялся так называемый первый венский арбитраж, по которому Венгрия получила южные районы Словакии и Закарпатской Украины.
Затем хортист ское руководство вознамерилось овладеть всей Закарпатской Украиной. Венгерские правящие классы явно стремились воссоздать «Великую Венгрию» в границах, существовавших во времена короля Иштвана Святого. На 19—20 ноября 1938 г. было подготовлено вторжение на территорию Закарпатской Украины.
Операцию, поощряемую итальянскими фашистами, предусматривалось начать силами «гвардии карателей». Вслед за ней должен был выступить дебреценский армейский корпус.
20 ноября в прессе появилось сообщение о вводе венгерских частей в Закарпатскую Украину якобы по просьбе Русинского национального совета. Однако в действительности войска еще оставались на месте и только должны были начать вторжение 20 ноября, о чем в министерстве иностранных дел не знали.
Поэтому, когда в прессе появилось упоминаемое сообщение, разразился международный скандал.
Операцию пришлось отменить.
К тому же для Гитлера инициатива Венгрии была несвоевременной.
|