Сегодня ни для кого не секрет, что процесс воспитания и обучения начинается задолго до школы, а именно с детского сада. Именно там ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать со сверстниками, решать первые бытовые задачи. И этот опыт необходим каждому ребёнку. В Омске существует ряд дошкольных образовательных учреждений, где могут развиваться особенные дети.
В муниципальной системе образования сегодня существует десять учреждений компенсирующего вида и порядка 56 учреждений комбинированного вида с группами компенсирующей и комбинирующей направленности. Всего их посещает порядка 2500 малышей особой заботы.
– В учреждениях компенсирующего вида у нас все группы для детей с ОВЗ, в том числе и для детей-инвалидов, а в детских садах комбинированного вида есть группы как общеразвивающей направленности, так и компенсирующей и комбинированной, или, как их сейчас называют, инклюзивные. В последних находятся дети нормы и дети с ОВЗ, – пояснила главный специалист отдела дошкольного образования департамента образования администрации Омска Оксана ОРЛОВА.
Из десяти дошкольных учреждений компенсирующего вида одно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, два – для детей глухих и слабослышащих, два – для детей с нарушением интеллекта и задержкой психоречевого развития, два - для детей с нарушением зрения, остальные – логопедические, для детей с тяжелыми нарушениями речи. Городской департамент образования постоянно анализирует ситуацию и при необходимости открывает новые группы той или иной направленности в требуемых районах города.
– Дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, и родители, получив заключение, что ребенку необходимы специальный детский сад и занятия по конкретной коррекционной программе, приходят к нам в департамент, где работает комиссия по постановке на учет и выдаче направлений в такие детские сады, – добавила Оксана Валерьевна. – Мы еженедельно изучаем спрос, проводим мониторинг. Например, недавно появилась необходимость открыть дополнительную группу для детей с нарушением интеллекта в Кировском округе. Уже в феврале она была создана, и малыши пошли в детский сад.
Особняком в ряду компенсирующих учреждений дошкольного образования стоит детский сад № 268, который работает по своему профилю с 1998 года. После масштабной реконструкции городские власти решили, что созданные условия прекрасно подходят для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
– Сегодня у нас занимаются 83 ребенка от двух до семи лет, из них 15 – инвалиды с детства, остальные дети с ОВЗ, – рассказала директор детского сада № 268 «Елочка» Ольга МАРУС. – Помимо того, что проводится образовательная деятельность, еще есть и коррекционная работа. Она направлена на исправление тех нарушений, которые имеются у детей. Дети – инвалиды с детства, как правило, имеют диагнозы «ДЦП», «фосфат-диабет», «дисплазия тазобедренных суставов» и более тяжелые заболевания. Приходят дети и с плоско-варусной или плоско-вальгусной деформацией стоп или голеней.
В детском саду есть инструктор ЛФК, который проводит с детьми необходимые занятия индивидуально или небольшими группами, в зависимости от диагноза. Обязательно два раза в год каждому ребенку проводится курс массажа. В физиокабинете есть приборы для амплипульса, электрофореза, ингаляции минводой, кварцевания зева.
Развитием и воспитанием малышей в детском саду занимаются опытные педагоги, которые прошли переподготовку для работы с детьми с ОВЗ, курсы повышения квалификации. Они активно используют в своей работе современные технологии, что соответствует требованиям ФГОС. Всех детей готовят к дальнейшему обучению в обычных школах и гимназиях города, куда они потом и поступают.
Активно педагоги и воспитанники детского сада участвуют в конкурсах различного уровня, где становятся победителями или призерами.
***
|