|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 581-600 |
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
В 1760-1780-x годах москвичи с изумлением наблюдали за строительством на Москворецкой набережной, за стеной Китай-города, величественных корпусов Императорского Московского Воспитательного дома – нового государственного благотворительного учреждения, предназначавшегося для призрения, воспитания и образования «несчастнорожденных» детей-подкидышей.
|
С 1918 года хутор, лишившийся помощи монастыря, был вынужден вести хозяйство самостоятельно. Еще в 1927-1928 годах сестры могли обеспечивать себя всем необходимым, имели коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. Несмотря на все трудности, им даже удавалось аккуратно выплачивать налоги в государственную казну.
|
Клирики храма полагали, что и тропарь и молитву составил уже известный нам священник Иоанн Афанасьевич Сокольский, при котором заканчивалось строительство храма. А. Никольский обнаружил в ризнице полуистлевший лист, на котором рукой Сокольского был написан текст тропаря i°3. Однако И. Ф. Токмаков не без основания предполагал, что тропарь и молитва к образу Спасителя Исцелителя расслабленного должны были сначала возникнуть в храме села Ведерницы, и отец Иоанн, скорее всего, лишь переписал их Ш4.
|
Это были планы церковной земли, выполненные по приказанию Комиссии для строения в Москве, в том числе в 18зо-е годы, в связи с постройкой каменного причтового дома по Петропавловскому переулку. Самые ранние чертежи храма с колокольней (план церкви, фасад, разрез) датированы 1832 годом. Здесь же хранились проектные чертежи на пристройку ризницы, Казанского придела, а также планы, фасады и поэтажные чертежи церковных жилых и нежилых строений.
|
В архиве преподобного Моисея сохранился один из ее ответов к нему, написанный 29 октября 1805 года, в котором мать Досифея укрепляет братьев, не получивших родительского благословения на поступление в монастырь и остававшихся там вопреки приказанию отца вернуться под родительский кров: «Но достигши спокойствия совести и будучи наставляемы отцом Александром, не страшитесь мирного возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на Небеси.
|
Елизавета Дмитриева же была возведена в должность казначеи. В уже упомянутом дневнике игумении Евгении Озеровой можно прочитать о сложном положении настоятельницы в «штатном», т.е. необщежительном, монастыре: «Изменить же существующий порядок, или лучше сказать обычай, – не знаю, найдется ли для сего человек стойкий и мудрый. При изменениях воздвигается ропот и мирное настроение обители окончательно разрушится.
|
Приход Никольского храма, где он до этого служил, состоял во владении кафедрального Чудова монастыря. Выборное письмо подписали прихожане Троицкого храма: княгиня Татьяна Борисовна Голицына, генерал-майор Иван Федорович Глебов, коллежский асессор Афанасий Сытин и подпоручик Алексей Исленьев. В архиве сохранилась «перехожая грамота», выданная «иерею Иоанну Федорову из села Лямцина в церковь Троицы в Хохловке» 17.
|
Вскоре после 1651 года храм Космы и Дамиана был почти полностью перестроен. Документы 1720-х годов описывают его как двухэтажный и трехпрестольный. Главный престол нижней церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а престол Космы и Дамиана стал придельным7 • Верхнюю церковь освятили во. имя Казанской иконы Божией Матери 8. Предположить, когда была осуществлена перестройка, позволяют документы, опубликованные А. Никольским.
|
1 ноября 1860 года в обновленном храме венчался потомственный почетный гражданин Андрей Александрович Карзинкин. Теперь он был не только чаеторговцем, но также крупным фабрикантом и владел, вместе с компаньонами, ярославской Большой мануфактурой – одним из самых значительных текстильных предприятий в России 14“.
|
Еще одной знаменательной наградой был бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте, полученный за организацию сборов на нужды армии в годы Крымской войны. С 1853 года в семье настоятеля жил его отец, заштатный священник Иоанн Поспелов. Отец Иоанн хорошо помнил 1812 год и нашествие на Россию Наполеона с «двунадесять языков». За «отлично-примерное» поведение во время Отечественной войны он также был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте.
|
На церковной земле располагались построенные в 1835, 1855, 1884 годах двухэтажный каменный причтовый дом с деревянной пристройкой, каменный двухэтажный жилой дом с дощатой пристройкой, каменное одноэтажное жилое строение с сараем и каменное одноэтажное строение для прачечной и ватерклозета. По Петропавловскому переулку напротив церкви находился каменный двухэтажный дом с мезонином, каменными сараями и погребами "4. Часть помещений в жилых постройках сдавалась внаем разным семьям.
|
Кругом и говорили что они ходят вкруг Духом Святым и те де их слова о хождении на них Духа Свята- го она Елисавета за истину не поставляла да она ж де ходя вокруг говорила и другая слова а какия не выслушала для того что она Елисавета в то время творила про себя молитву Богородице Дево радуйся а болши того другова действа ни- какова не было.
|
В дополнение к правому Никольскому приделу 67-летний старец своими руками соорудил левый придел – во имя преподобного Сергия и построил резные деревянные хоры для певчих. Все ремонтные работы, даже на куполе храма, производились всегда при участии старца и». В 1936 году протоиерея Константина Сперанского арестовали. Дальнейшая судьба его неизвестна – вероятно, он был расстрелян или погиб в лагере.
|
Новый образ монашеского жития, связываемый с именем преподобного Паисия Величковского, начал обретать свое воплощение в России уже в последней четверти XVIII века. С того времени происходит постепенное возрождение монастырского общежития. В Московской епархии такое преобразование монашеской жизни было связано с митрополитом Филаретом Дроздовым, занимавшим кафедру с 1821 года.
|
«Причем оказалось, – как бы с удивлением замечает составитель, – что монастырь расположен рядом с Ивановским концлагерем, отгорожен от него стеной, из лагеря часто совершают побеги арестованные, причем обязательно попадают в монастырский двор». Инспектор сообщал также начальству, что монахини бывшего монастыря образовали жилтоварищество и что «частных граждан в помещениях, занимаемых монастырем, не проживает».
|
Последняя сохранившаяся метрическая книга храма Трех Святителей датирована 1918годом. В ней сообщается о кончине Григория Александровича Крестовникова, по старой памяти названного действительным статским советником. В книге упомянуты священник Николай Пятикрестовский, диакон Василий Лебедев и староста, бывший купец Григорий Дмитриевич Шевяков.
|
На следующий день с утра во всех московских церквях начался праздничный звон, длившийся около часа, а в церкви равноапостольного князя Владимира отслужили архиерейскую литургию, в которой участвовало все духовенство Ивановского и Сретенского сороков. По окончании литургии от храма в Кремль отправился крестный ход, причем на всем его пути стояли гренадерские полки с оркестрами. Празднование продолжилось в Успенском соборе Московского Кремля.
|
Уничтожение собора, памятника молитвенного обращения к святому Иоанну Предтече московских великих князей и царей двух династий, по своему состоянию не требовавшего даже ремонта, произошло летом 1860 года. Бывшая монастырская ризница была передана в церковь Кира и Иоанна на Солянке, а иконостасы собора и приделов – аккуратно разобраны и без икон отправлены в другие храмы.
|
Среди подписавшихся следует особо отметить Николая Николаевича Бантыш-Каменского, выдающегося русского историка, происходившего из старинного молдавского дворянского рода Бантышей. Его дед приехал в Россию в 1711 году в свите молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира. Н. Н. Бантыш-Каменский начал свой путь ученого-архивиста в 1760-е годы, когда его назначили помощником управляющего Московским архивом Г. Ф. Миллера.
|
Образ Ивановского монастыря как одного из московских царских богомолий более отчетливо рисуют документы, относящиеся уже ко времени царствования Михаила Феодоровича. Именно Ивановский монастырь являлся в тот период, пользуясь языком Чиновников XVII века, «праздником», к которому совершался царский выход в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа: «Августа в 29 день на празник Усекновения честныя главы Иванна Предтечи был Государь в Ивановском девиче монастыре у обедни.
|
|
|