Вскоре после 1651 года храм Космы и Дамиана был почти полностью перестроен. Документы 1720-х годов описывают его как двухэтажный и трехпрестольный. Главный престол нижней церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а престол Космы и Дамиана стал придельным7 • Верхнюю церковь освятили во
имя Казанской иконы Божией Матери 8. Предположить, когда была осуществлена перестройка, позволяют документы, опубликованные А. Никольским. Из этих документов следует, что верхняя церковь была устроена на средства княгини Евдокии Андреевны Куракиной, супруги князя Федора Федоровича Куракина.
В русской истории Ф. Ф. Куракин известен прежде всего как воевода, который участвовал в подавлении восстания гетмана Ивана Выговского, призвавшего польские и татарские войска на недавно присоединенные к Москве земли Малороссии. Вместе с князем Ромодановским Куракин стоял в конце 1658 – начале 1659 года под Лохвицей, оборона которой была одним из главных событий этой военной кампании. Сюда в декабре 1658 года подошли верные Выговскому казацкие полки. Позже к ним присоединились поляки и татары, общей численностью до 30 000 человек, но все они были отбиты. За подавление мятежа Выговского Куракин, как и другие воеводы, получил царскую награду: ему были пожалованы шуба в 330 рублей, кубок в 8 гривен и 160 рублей в придачу к окладу 8000 ефимков на вотчину10. В 1662 году он принимал участие в усмирении Медного бунта, а в 1674 году был назначен дядькой к царевичу Феодору.
Храмовый образ Трех Святителей
В алтаре церкви Трех Святителей находилась «запрестольная икона Божией Матери, обложена вокруг позолоченной медью, венцы серебряные вызолоченные со стразами . На горнем месте образ Живоначальныя Троицы. По правую сторону -Распятие Господне. Иконы в иконостасе со стороны алтаря: Всех Святых, Божией Матери «Всех скорбящих радость», Святителя Димитрия Ростовского, над ними в сиянии – Успение Пресвятыя Богородицы. По левую сторону: Воскрешение Лазаря. Над Царскими вратами – образ Спасителя, исцеляющего расслабленного». Как указано в описи, иконостас храма Трех Святителей имел выкрашенные белилами колонны и был украшен позолоченной резьбой. «Прозрачные» (прорезные) Царские врата имели небольшие овальные изображения четырех Евангелистов на медных досках. К ним были привешены два миниатюрных образа Спасителя и Божией Матери с серебряными вызолоченными ризами. По правую сторону Царских врат находился образ Спасителя в серебряной вызолоченной ризе, «в коей весу шесть фунтов 15 золотников, 84 пробы. Под ним серебряная вызолоченная дска с следующими словами «Не осих же молю токмо, но и о верующих. Весу в оной 1 фунт и 69 золотников, 84 пробы. Храмовый образ Трех Святителей в серебряной вызолоченной ризе, в коей весу io фунтов 84 пробы. Под ним серебряная вызолоченная дска, на коей изображена стихира «Благодати органы, гусли Духа. Весу 3 фунта, 84 пробы.
|