С 1918 года хутор, лишившийся помощи монастыря, был вынужден вести хозяйство самостоятельно. Еще в 1927-1928 годах сестры могли обеспечивать себя всем необходимым, имели коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. Несмотря на все трудности, им даже удавалось аккуратно выплачивать налоги в государственную казну. Но в 1929 году хуторское хозяйство было «национализировано», «отчужденная» земля перешла в пользование местного колхоза имени районного ОГПУ, а монастырские постройки отобраны.
В это время на хуторе проживали сорок три монахини, которые в итоге оказались в трех комнатах небольшого и уже довольно ветхого деревянного дома, стоявшего рядом с церковью – в здании бывшей приходской школы. Но и тут они не пали духом и организовали артель по пошиву одеял, рукоделию и вышивке. Часть заказов получали из Москвы – ездили за ними на Ильинку, где в помещении Старого Гостиного двора размещалась артель «Общее дело». Однако работу им давали не всегда, и средств на существование явно не хватало. Монахини были вынуждены ходить на поденные работы по окрестным деревням: пололи крестьянские огороды, копали картошку и т.д. Отправлялись на поденные работы и в Москву, где стирали белье, шили, ремонтировали одежду. В этих работах не принимали участия только монахини Артемия (Шестакова) и Анатолия (Русанова).
Тихоновская церквь
Будучи строгими последовательницами Тихоновской церкви, сестры Ивановского монастыря не признавали митрополита Сергия (Страгородского). Поэтому, бывая в Москве, они обычно заходили на службу в храм Николы Большой Крест на Ильинке или в церковь на Воздвиженке, а также в некоторые другие храмы, в которых не поминали митрополита Сергия и безбожные власти. Находясь без надлежащей духовной опеки, сестры чувствовали
неполноценность своей монашеской жизни. В этот тяжелый период они как никогда нуждались в духовнике. По счастью, его обязанности взял на себя отец Иларион (Удодов), с которым одна из сестер, послушница Елена Черенко- ва, зарабатывавшая стиркой белья и ездившая на поденные работы в Москву, познакомилась в Сретенском монастыре. Отец Иларион (в миру Иоаким Хрисан- фович Удодов) родился в 1865 году, в простой крестьянской семье. В двадцатилетнем возрасте он пришел на Афон, где принял постриг в русском Пантелеимоновом монастыре, после чего жил в Златоустенском скиту. Сам старец впоследствии рассказывал, что в молодости прошел через все виды монастырских послушаний, но чаще всего исполнял кузнечные работы. О физической силе отца Илариона ходили легенды. Удар его по наковальне был слышен издалека, и монахи в таких случаях, смеясь, говорили друг другу: «Ну, это Иларион ударил».
|