|
Статьи
В категории материалов: 1132 Показано материалов: 601-620 |
Страницы: « 1 2 ... 29 30 31 32 33 ... 56 57 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Из 20 послушниц, числившихся по ведомости 1891 года, почти все происходили из крестьян, две были дворянками и одна – дья- ческой дочерью. При этом в конце XIX века безграмотных насельниц практически не было. Исключение составляла только послушница Татьяна Ильина, крестьянка, о которой в ведомости было сказано: « .без послушания, поведения хорошего, тяжела характером и ленива»330 • Подобное социальное соотношение с годами не только сохранялось, но и увеличивалось в пользу крестьянства.
|
Где в этих трех корпусах, непосредственно примыкавших к воротам с надвратным храмом, могла находиться одноэтажная каменная келья старицы Досифеи, точно указать невозможно. Однако даже если особенности содержания Досифеи в монастыре и были первоначально связаны с императорским указом, то впоследствии они уже определялись ее собственным пониманием монашеского подвига.
|
Первые сведения об Ивановском монастыре на Кулишках относятся лишь к концу ХУ! столетия, к царствованию Феодора Иоанновича. До того времени ни обитель, ни ее храм в документах не упоминаются, и для суждений об их предшествующей истории можно привлечь только сведения об архитектуре собора, существовавшего в монастыре до 1860 года. Иначе обстоит дело с Ивановским монастырем в Замоскворечье.
|
Так что, вероятнее всего, это были всего лишь старые дома причта. Земля под ними с юга от церкви отошла под новый участок кладбища. Часть старого кладбища с востока от церкви пришлось закрыть и отгородить наглухо забором в связи с тем, что во время морового поветрия 1654/55 года здесь «были кладены усопшие». Эпидемия унесла жизни и приходского духовенства. Дворы священника и диакона стояли пустые, постоянного штатного священника долго не было, дань платил дьячок Тимошка Стефанов.
|
Собственного дома в Петропавловском приходе А. А. Смирнов, вероятнее всего, не имел и снимал жилье в одном из дворов. Известно, что впоследствии, в 1840-х годах, его собственный дом находился в з-м квартале Яузской части, в приходе церкви Живоначальной Троицы в Серебряниках. О незавидном положении Петропавловского причта в первой четверти XIX столетия настоятель церкви отец Павел сообщал в консисторию следующее: « .
|
Эта перестройка вызвала, вероятно, и переустройство некрополя. В этой связи интерес вызывает фрагмент надгробной плиты князя Петра Ивановича Барятинского, найденный при разборке пола уже в позднейшем здании церкви Космы и Дамиана в 1875 году: «Лета 7193 (1685) Декемврия в 31 день преставися раб Божий князь Петр Иванович Барятинский. А в прошлых годех и числех тут же погребены дети его княгиня Марья, да княгиня Васса, да сын его князь Григорий Петрович» 17.
|
Однако сложные межгосударственные отношения, сложившиеся в результате разрыва Сталина и Тито, не позволили осуществиться этим замыслам, хотя Сербский Патриарх Гавриил посетил Москву и участвовал летом 1948 года в Совещании глав Православных Церквей. Возобновление деятельности подворья Сербской Православной Церкви в Москве от носится к 2001-2002 годам.
|
С 20 на 21 мая 1931 года по фальсифициро- ванномудоносу все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы. На месте ареста были произведены обыски в присутствии понятых – председателя сельсовета Никишина и некоторых из местных жителей. Как правило, при обысках ничего особенного не находили, что и фиксировалось в протоколе. Правда, у монахини Мариониллы (Селяковой) была конфискована ее переписка.
|
В тревожные революционные годы многие хуторские монахини и послушницы разъехались кто куда. Впоследствии почти все уехавшие постепенно вернулись, за исключением сестер Александры Смирновой и Евдокии Королевой, которые остались работать в Захаровской больнице на станции Химки Октябрьской железной дороги. Хутор подчинялся монастырю и его настоятельнице игумении Епифании, которая время от времени приезжала из Москвы для того, чтобы проверить, как ведется хуторское хозяйство.
|
С этого времени Таисия Иванова жила в келье у своей «начальной матери», старицы Александры Ивановой, свояченицы самого Прокопия Лупкина, где и участвовала в «зборищах». Когда расстриженную старицу отправляли из Ивановского монастыря в Сибирь, ее поехали провожать до села Ивановского Василий Дементьев, служивший когда-то у Лупкина, и Таисия Иванова, жившая с расстригой в одной келье 45.
|
Священникам ивановским в сорокоуст – 5. В нашем монастыре чинить памяти в третеи в девятои в двадесятои в четы- редесятои дни и за оное давать священником на собор по рублю и того – 4. Во оныя дни крилошенинам за каждую обедню по рублю – 4. Ивановским священникам в годовое поминовение и прошу сколько Бог поможет у престола Божия поминали незабвенно на весь собор – 20.
|
Снос древних монастырских зданий, хотя и одобренный церковной и государственной властью, производил сложное впечатление на православное население Москвы. Вот как вспоминает об этом уже упомянутый Ф. А. Гиляров: «Помню сломку старой церкви и колокольни прежнего Ивановского монастыря, безполез- ное варварство, даже вредное, ибо стариною накапливается благочестие, а новизна и святость слишком разнородныя понятия.
|
В московский пожар 1737 года в Троицком храме все «снаружи и внутри кроме престолов погорело». Еще через 10 лет, в 1748 году, при пожаре выгорела церковная деревянная кровля.
|
Возможно, именно он выстроил здесь палаты с белокаменным подвалом – самое старое жилое здание на Кулишках. Первоначально это была совсем маленькая постройка, поставленная торцом к переулку. Она состояла из двух сводчатых палат и двух подвальных помещений под ними. Скрытый за пристройкой северный фасад палат сохранил оконные наличники, типичные для второй половины XVII века.
|
В это время «будильная» сестра звонила в «повесточный» колокол, а затем обходила все кельи, «творя у дверей каждой молитву и возвещая: пению время, молитве час». Присутствие при утреннем богослужении было обязательным для всех сестер. Входя в церковь, они прикладывались ко всем иконам, после чего шли попарно к настоятельнице под благословение, а затем уже проходили каждая на свое место.
|
Еще одну загадку представляет собой южная галерея, которая должна была существовать перед заложенным дверным проемом. Ее археологический поиск, предпринятый в 1960-е годы, не дал никаких результатов. Однако после закрытия храма местность вокруг него была столь основательно перекопана, что шансы найти остатки каких-либо фундаментов были весьма невелики.
|
Сейчас это кладбище заросло лесом, но на краю его каким-то чудом сохранились три могилы, и одна из них – могила игумении Епифании. Там, в глубине земли, укрытой то снегами, то лесными травами и цветами, рядом с последней настоятельницей лежит, по преданию, символ ее духовной власти – игуменский посох, который в трагических обстоятельствах того времени так и не был передан преемнице.
|
18 марта 1825 года у Александра Андреевича и Елизаветы Семеновны Карзинкиных родился сын, названный в честь деда Андреем. Крестил его священник Димитрий Писарев, а восприемниками были московский сахарозаводчик М. И. Борисовский и купеческая дочь М. С. Карасева 1". Впоследствии Карзинкины крестили в приходской церкви еще пятерых детей. С 1824 года в церковных документах появляется имя нового прихожанина – Дмитрия Петровича Горихвостова, называемого еще Дмитрием Петровым, художником.
|
В 1907 году П. П. Боткин скончался, и храм был вынужден на свои средства содержать сад, поправлять забор, убирать снег зимой и т д., а кроме того, платить городские налоги. В 1911 году причт обратился к московскому городскому голове Н. И.
|
Таким образом, очевидно, что некоторые указницы жили с достаточным количеством прислуги, позволявшим им после вселения в монастырь не менять своего образа жизни, который в некоторых случаях разительно отличался от монашеского. Однако то, что, видимо, терпела Назарета, Измарагда вынести не могла. Свое внимание она обратила прежде всего на уже упомянутую М. И.
|
|
|