Клирики храма полагали, что и тропарь и молитву составил уже известный нам священник Иоанн Афанасьевич Сокольский, при котором заканчивалось строительство храма. А. Никольский обнаружил в ризнице полуистлевший лист, на котором рукой Сокольского был написан текст тропаря i°3. Однако И. Ф. Токмаков не без основания предполагал, что тропарь и молитва к образу Спасителя Исцелителя расслабленного должны были сначала возникнуть в храме села Ведерницы, и отец Иоанн, скорее всего, лишь переписал их Ш4. Однако сведений о существовании особого чинопосле- дования перед чудотворным образом в самих Ведерницах И. Ф. Токмаков не приводит.
Однако вернемся снова к истории прихода. В 1863 году умирает А.А. Куманин, и П. П. Боткин становится основным благодетелем своего приходского храма. В течение 1860-1870-x годов он постоянно оплачивает ремонты, обновление иконостасов и стенописей, покупает для храма подсвечники, меняет двери и полы.
В это же время на храмовой колокольне появляются новые колокола. Так, в 1866 году братья Каулины вкладывают колокол в 315 пудов, а через 8 лет П. П. Боткин жертвует еще семь новых колоколов. В память о его усердии к храму на самом большом из них была сделана соответствующая вкладная надпись с именами жены Надежды, дочерей Веры, Анны и Надежды, а также с изображением их патрональных святых. Усердие к храму проявляло и несколько поколений семьи Карзинкиных.
Княгиня Ирина Пантелеевна
Здесь совершались захоронения вкладчиков храма. Так, «у церкви Козмы и Дамьяна, что на Покровке» завещали похоронить себя князь Петр Иванович Барятинский и его супруга княгиня Ирина Пантелеевна. Воля князя Петра Ивановича была исполнена в 1685 году, о чем свидетельствует духовная его жены. « .тело мое грешно, – пишет княгиня Ирина, – погрести у церкви Козьмы и Дамиана, что на Покровке, в трапезе, подле тела мужа моего князя Петра Ивановича».
Двухэтажный приходской храм должен был иметь паперти и лестницы с крыльцами. Наличие папертей подтверждается изображениями на планах второй половины XVIII столетия, на одном из которых с запада от здания видна лестница, вероятно, поднимавшаяся с уровня земли на паперть к верхней церкви. Показанный на планах выступ в юго-западном углу храма отмечает место расположения колокольни . О ее существовании косвенно свидетельствует духовная княгини Ирины Барятинской, по которой она обещала дать по своей душе «вкладу к Козьме и Дамиану на колокол двести рублей». Судя по размеру вклада, речь шла о сравнительно большом колоколе.
Остается неизвестным, как выглядело завершение четверика храма: был ли он пятиглавым или одноглавым.
Упомянутая выше храмозданная надпись, вероятнее всего, описывала строительные работы конца XVII столетия, а ее дата была или неправильно прочитана, или относилась к другому событию из жизни храма. Во всяком случае, сведения о сооружении паперти и колокольни логичнее связывать именно с кардинальной перестройкой церкви, происходившей в 1680-е годы.
|