Собственного дома в Петропавловском приходе А. А. Смирнов, вероятнее всего, не имел и снимал жилье в одном из дворов. Известно, что впоследствии, в 1840-х годах, его собственный дом находился в з-м квартале Яузской части, в приходе церкви Живоначальной Троицы в Серебряниках.
О незавидном положении Петропавловского причта в первой четверти XIX столетия настоятель церкви отец Павел сообщал в консисторию следующее: « .священно и церковно-служительская земля лежит пустопорожнею и никем из нас незастроенною. Диаконская (земля – Л.В.), потому что по отбытию прежнего диакона никто на его место не поступил, дьячковская и пономарская, потому что дьячок и пономарь находятся в крайней бедности. Притом, означенная церковь наша и с участками нашей земли находится в Белом городе, где должно быть строение все каменное – значительной суммы, а приход наш состоит только из б дворов, из коих один раскольнический. Посему малоприходству мы никогда не можем иметь таковых сил, чтобы выстроить себе каменные домы, да и сами прихожане как видно не в состоянии сделать какое-либо в сем случае пособие»74. Тем не менее нужно было заниматься ремонтом пришедшего в ветхость храма. В 1825 году новый настоятель храма отец Николай Андреев и церковный староста Алексей Смирнов обратились к архиепископу Филарету (Дроздову) за разрешением произвести в церкви необходимый ремонт.
Пионерский отряд
В своей листовке «Пионерский отряд ВСНХ РСФСР в опасности» комсомольцы и пионеры писали о необходимости «ДОБИТЬСЯ ЗАКРЫТИЯ ЦЕРКВИ ПЕТРА и ПАВЛА и ПЕРЕДАЧИ ЕЕ ПОД КЛУБ ПИОНЕРАМ ВСНХ и ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВАМ дома № 1 и 8 (по Солянке)» зз. Эту идею поддержали местный совет и административный отдел Мосгубисполкома, в котором проходили регистрацию все религиозные организации Москвы, в том числе православные церковные общины. Административный отдел доложил, что Петропавловская церковь «находится в пользовании небольшой группы верующих, подавших свои списки на регистрацию в количестве 62 человек. Посещаемость этой церкви верующими не превышает указанного количества и, таким образом, здание в большинстве пустует» 134. Закрытие храма предполагалось осуществить «с немедленным переоборудованием и приведением здания в гражданский вид», что означало, какуточнил музейный отдел МОНО, «перестройку внутри с полным удалением какой бы то ни было стенной живописи и удалением всех глав и всякой церковной атрибутики на внешних фасадах, с сохранением в нетронутом виде основных архитектурных форм этого интересного архитектурного памятника»35. В марте 1929 года вышло постановление Президиума Моссовета о закрытии церкви Петра и Павла в Петропавловском переулке с передачей здания пионерскому отряду ВСНХ РСФСР для культурно-просветительской работы. Однако в постановлениях такого рода, как правило, имелось примечание о том, что «в случае жалобы верующих во ВЦИК.
|