В тревожные революционные годы многие хуторские монахини и послушницы разъехались кто куда. Впоследствии почти все уехавшие постепенно вернулись, за исключением сестер Александры Смирновой и Евдокии Королевой, которые остались работать в Захаровской больнице на станции Химки Октябрьской железной дороги.
Хутор подчинялся монастырю и его настоятельнице игумении Епифании, которая время от времени приезжала из Москвы для того, чтобы проверить, как ведется хуторское хозяйство. Эти приезды в сопровождении многих монахинь и гостей были всегда праздничны и желанны. Однако непосредственное управление хутором по уставу возлагалось на старшую монахиню, жившую на хуторе постоянно. В послереволюционные годы старшей на хуторе была монахиня Агния (Абросимова) °9, которую сменила Елена (Климашина). Почти все монахини, проживавшие на хуторе, происходили из крестьянских семей и были по большей части неграмотны или малограмотны. Исключение составляли лишь монахиня Анатолия (в миру Зинаида Алексеевна Русанова) 111 и Мария Евмениевна Лазаркевич, имевшие специальное педагогическое образование. Мария Лазаркевич была родом из Каменец-Подольской губернии, т.е. из западнорусских земель, где церковное образование было поставлено очень высоко. Она также окончила епархиальное училище и с 1893 года преподавала в церковно-приходской школе.
Трехсвятительский переулок
В Ивановском монастыре служил также выходец из Гродно, священник Иосиф Келес- тинович Будилович, потомственный почетный гражданин. В Первую мировую войну он был эвакуирован в Москву вместе с Гродненским Рождество-Богородичным монастырем. Это было городское подворье большого, процветавшего в начале века Красностокского монастыря – центра религиозного просвещения в западнорусских землях, пользовавшегося особым покровительством царской семьи. До 1918 года отец Иосиф служил полковым священником, а затем был перемещен к Иоан- но-Предтеченскому храму уже закрывшегося Ивановского монастыря. В годы служения в Москве он был награжден наперсным крестом. Диаконом при монастырских храмах служил Николай Иванович Соколов. Он был 1856 года рождения, окончил духовное училище, но специального образования не получил. С 1879 года Николай Соколов служил псаломщиком в церкви села Бородино и в 1908 году за долголетнюю службу был рукоположен
в диакона, переведен в село Раменское, а оттуда – в Ивановский монастырь. Летом 1918 года Ивановский монастырь неожиданно оказался в самом центре военных действий. 6 июля, после убийства германского посла графа Мирбаха, в Москве начался открытый вооруженный мятеж левых эсеров. Были арестованы Дзержинский, Лацис и Смидович, ненадолго захвачены почтамт и телеграф. Штаб восстания левых эсеров находился неподалеку от монастыря, в бывшем особняке Морозова (на углу Большого Трехсвятительского переулка), где располагался «отряд особого назначения» ВЧК.
|