Образ Ивановского монастыря как одного из московских царских богомолий более отчетливо рисуют документы, относящиеся уже ко времени царствования Михаила Феодоровича. Именно Ивановский монастырь являлся в тот период, пользуясь языком Чиновников XVII века, «праздником», к которому совершался царский выход в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа: «Августа в 29 день на празник Усекновения честныя главы Иванна Предтечи был Государь в Ивановском девиче монастыре у обедни.» Ъ1 В Дворцовых разрядах, отражающих пожертвования царицы Евдокии Лукьяновны на московские престолы и выходы к ним, отмечено, что 20 и 23 октября 1629 года государыня специально посылала деньги «на молебен, к Ивану Предтече в девич монастырь» 58.
В августе того же года она посылает деньги на молебны к нескольким московским престолам, в том числе и в Ивановский монастырь 59. Посылает она деньги на молебен и в декабре 1630 года, а в июне отправляется «молитца в Ивановской девич монастырь, что на Кулишках, и по дороге роздано на милостину нищим всяким бедным людем 16 лат. 4 деньги». На основе этих сведений в церковной литературе XIX века сложилось представление об Ивановском монастыре как о наиболее любимой обители царицы Евдокии Лукьяновны. Это мнение должно быть немного скорректировано: обитель несомненно входила в достаточно небольшой круг наиболее почитаемых царицей (судя по выдачам денег на молебны и выходам) монастырей и церквей Москвы, который за пределами Кремля образовывали Знаменский, Ивановский, Алексеевский монастыри, церкви Никиты за Яузою, Николы Явленного на Арбате, придел Василия Блаженного и некоторые другие храмы.
Образ Казанской Божией Матери
О том, что монастырь существовал уже во времена Ивана Грозного, можно судить по характеру записи в Ладанных книгах 1585 года. Известно, что если ладан выдавался во вновь основанные монастыри и храмы, об этом делались дополнительные указания. Так, отмечая выдачу ладана в основанный при Феодоре Иоанновиче Зачатьевский монастырь, Ладанная книга называет его новым. Поскольку аналогичная запись, касающаяся Ивановского монастыря, не содержит такого определения, можно быть уверенным в том, что он был основан задолго до 1585 года. Важным свидетельством о раннем периоде в жизни обители является иконостас собора. Он известен не только по описаниям, самое раннее из которых датируется 1701 годом37, но и по некоторым дошедшим до нас иконам. В местном ряду опись 1701 года перечисляет: образ Святой Троицы справа от Царских врат, южные врата с образом первомученика архидиакона Стефана и образ Божией Матери «Знамение» в киоте – над ними. За южными вратами помещался местный образ Иоанна Предтечи. Другой местный образ Иоанна Предтечи «в житии» был поставлен у правого клироса. В иконостасе, справа от Царских врат, находился также образ Главы св. Иоанна Предтечи «за слюдою» з8. Слева от Царских врат помещались: образ Божией Матери Одигитрии и северные двери с изображением Благоразумного разбойника, над которыми находился образ Казанской Божией Матери.
|