Эта перестройка вызвала, вероятно, и переустройство некрополя. В этой связи интерес вызывает фрагмент надгробной плиты князя Петра Ивановича Барятинского, найденный при разборке пола уже в позднейшем здании церкви Космы и Дамиана в 1875 году: «Лета 7193 (1685) Декемврия в 31 день преставися раб Божий князь Петр Иванович Барятинский. А в прошлых годех и числех тут же погребены дети его княгиня Марья, да княгиня Васса, да сын его князь Григорий Петрович» 17. Этот текст может свидетельствовать о том, что с некрополя Барятинских были сняты плиты, находившиеся над погребениями его детей, которые заменили «общей» плитой при погребении их отца. Таким же образом можно объяснить и надпись на другой плите, также найденной в 1875 году: «У сея церкви погребены родители диака Порфирия Федосеева, сына Ляпина, дед схимник – Герасим, баба схимница – Дария, отец схимник – Филарет, мать схимница – Евпраксия, жена Ирина и иные сродники его, братья, сестры в разных годех, месяцех и числех» 8. Вряд ли переустройство некрополя могло быть связано с указом Петра Великого о снятии надгробий, так как он касался плит,
находившихся вокруг храмов, а не внутри их 19. Таким образом, наиболее вероятной причиной этого переустройства остается именно перестройка самой церкви.
Примечательно, что перестройка церкви Космы и Дамиана в конце XVII века осуществлялась одновременно по владельческому и приходскому заказам.
Белый город
Новый этап восстановительных работ начался после возвращения храма Русской Православной Церкви. Первым его священником стал иерей Феодор Бородин. Богослужебная жизнь возобновилась весной 1993 года, причем кроме уставных богослужений здесь по четвергам стали совершать молебное пение о недужных. Так, более чем через 60 лет, возобновилась традиция особой молитвы об исцелении болящих, существовавшая с начала XIX века в храме Спасителя Исцелителя расслабленного на Покровке. Ивановский монастырь купол собора и шатры колоколен Ивановского монастыря. На протяжении нескольких столетий обитель была центром церковной жизни этой части города. Монастырь дал название и самой местности – «Ивановская гора». «Ивановским» назывался и мост через ров вокруг стен Китай-города, по которому проезжали из Варварских ворот на Кулишки, в Белый город.
Время основания московского Ивановского монастыря остается загадкой для многих поколений историков Москвы и ее обителей. Но если в литературе XIX века были сделаны лишь осторожные предположения о том, когда и по каким причинам был основан монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи на Кулишках то в современных работах старые гипотезы превращены в стройные версии. Полагают, что монастырь первоначально был мужским и существовал с начала ХУ века на другом берегу Москвы-реки – в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530 году, после рождения у Василия III долгожданного наследника, будущего царя Иоанна Васильевича, обитель-, вероятно, перевели на Кулишки, где, сохранив старое посвящение, она стала женской.
|