Описи указывают на наличие такой иконы в алтарях Трехсвятительского и Троицкого приделов церкви Трех Святителей на Кулишках Образ Спасителя Исцелителя расслабленного находился также в иконостасе Казанского придела соборной церкви Ивановского монастыря, устроенного при митрополите Филарете ”.
Записи о благодатных исцелениях, совершавшихся от этого образа, начинают вестись с 1869 года, при священнике Петре Алексеевиче Смирнове IO°. Одно из них, описанное в письме благочестивого москвича, который подписался инициалами И. Б., произошло во время эпидемии черной оспы в Москве. В доме одного из московскихжителей в числе прислуги проживал мальчик-сирота одиннадцати лет, который имел несчастье заразиться оспой. Вызванный ночью доктор объявил, что везти мальчика в таком тяжелом состоянии в больницу означало бы отправить его на верную смерть, в то время как дома, при надлежащем уходе, он имеет шанс выздороветь. Мальчик остался, но хозяин, чье человеколюбие выдержало сильнейшее испытание, пришел в уныние от того, что, подчиняясь необходимому карантину, должен будет полностью изменить свою жизнь. Блуждая в мрачном настроении по Москве, он оказался рядом с храмом Космы и Дамиана на Покровке и, вспомнив, что в нем находится престол во имя Спасителя Исцелителя расслабленного, вошел в церковь. Отстояв всенощную, И. Б. почувствовал надежду и упование на милость Спасителя и попросил священника отслужить молебен перед чудотворной иконой.
Намерения игумении
Намерения игумении усугубить мучения преступницы не были осуществлены. Напротив, высшая власть в лице императрицы проявила к Салтычихе христианское милосердие. Составленный по этому поводу именной указ Сенату гласил: «По истечении десятилетняго времени безисходнаго в оковах в подземной тюрьме содержания известной вдовы Дарьи Николаевой дочери, мы подражая милосердию Всевышняго, соизволяем, чтоб оная узница, по освобождении из оков, изведена была из подземного ея жилища и посажена в особливой в том же монастыре келье на безисходное пребывание, сделав из оной окно в церковь для слушания Божией службы, оставляя впрочем стражу и содержание, определенное ей из Коллегии Экономии, на прежнем основании и во точном ведомстве того монастыря игуменьи» ,94. Современник Салтычихи связывал такое «послабление» с рождением великого князя Константина Павловича: « .как по муж в родстве с бывшим в том году в Москве градоначальником Петр Семенович Салтыкову докладывает некто Государыне ваше императорское величество: окажите для таковой радости преступнице содержащейся в монастыре государыня изволила дать ей свободу, и устроена была ей на том месте, при стене церькви небольшая комната, где помещались и часовые солдаты.» 95 Такая палатка была сооружена, и окошко в церковь действительно существовало.
|