Каменное строительство на Кулишках в XVII веке было связано прежде всего со сложившейся здесь социальной средой. По Переписным книгам Москвы 1638 и 1669 годов и некоторым другим источникам в здешнихприходахжили князья Волконские, Кропоткины, Куракины, Морткины, Вяземские, Засекины, Мещерские, Щербатовы, Хилковы, а также дворянские семьи Ляпуновых, Чихачевых, Хрущовых, Алфимовых, Салтыковых, Хитрово, Шереметевых, Нарбековых, Глебовых, Измайловых, Ладыженских и др. Именно на их средства и перестраивались храмы на Кулишках. Некоторые семьи устраивали в храмах свои ружные приделы, благодаря чему на одном церковном участке соединялся приходский храм и частновладельческий, домовый. Подобные приделы старались отделять от других храмовых помещений, устраивая для них самостоятельные входы. Если до пожаров 1620-х годов при каменных холодных церквах часто существовали деревянные зимние, то впоследствии теплые приделы стали устраивать при каменных храмах. Все это определенным образом влияло на композицию церквей. Приделы могли примыкать к основному объему храма с севера и с юга или располагаться на втором, дополнительном этаже. Инициаторами перестройки деревянных и ветхих каменных храмов на Кулишках были не только приходские жители. Как и столетиями раньше, это могло происходить на средства государя или царских родственников.
Камергер Аркадий Иванович Бутурлин
Проблемы порой возникали и в отношениях между клириками храма. Так, в 1766 году священник Федор Сергеев обвинил своего диакона в нерадивом исполнении своих обязанностей.
В ходе расследования консистория признала обстоятельства дела «за неважные», произошедшие «от единого между ними недружелюбия», и под страхом наказания распорядилась, чтобы «впредь того чинить не дерзали» 26. Возможно, что результатом этой мелкой ссоры стало решение консистории от 1766 года о том, что диакона в церкви «не имеется, и быть не следует».
Согласно клировым ведомостям того времени, в приходе насчитывалось всего 6 дворов, а у генеральши Прасковии Тимофеевны Волконской имелась домовая церковь 2?. В связи с общим «нестроением» жизни нереализованными оказались планы перестройки старых богаделен к западу от церкви, в которых проживало около 55 человек 2® . Состоятельные прихожане – камергер Аркадий Иванович Бутурлин, капитан Николай Михайлович Чириков, советник Сибирского приказа Александр Васильевич Коротнев, вдова княжна Анна Ивановна Волконская – видимо, помогали храму вкладами, но они оказались недостаточными29, тем более что со временем их имения были по частям перепроданы более мелким владельцам. Некоторую помощь церковь получала от стоявших рядом «шалашей», в которых торговали съестными припасами.
|