Древний храм и особенно его трапезная нуждались в ремонте и реставрации. Исправив обвалившуюся местами штукатурку, его заново выкрасили снаружи, а внутри начали промывку живописи и поправление мозаичных изображений. Важнейшим делом прихода и нового настоятеля стало укрепление холма, на котором располагались церковь и колокольня, для чего были пробурены скважины и сделаны особые стяжки. Наконец, храму передали примыкавшие к нему здания, которые также было нужно ремонтировать и приводить в порядок.
Многие реликвии, хранившиеся в храмах Ивановской горки, в 19зо-е годы были переданы в единственную в этом районе действующую церковь святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Здесь хранились почитаемые иконы из закрытых и разрушенных храмов: Грузинской Божией Матери из церкви на Воронцовом поле, Успения Пресвятой Богородицы из разрушенного храма Успения на Покровке, чудотворный образ Боголюбской Божией Матери из разобранной часовни у Варварских ворот Китай-города, икона святителя Николая из церкви Николая Чудотворца в Подкопаях и др. В начале 1990-х годов закрытые в сталинские и хрущевские годы московские храмы стали подниматься из руин. Возобновились богослужения, и сбереженные святыни уже могли вернуться на свои исконные места. Так, в 1992 году силами Братства во имя равноапостольного князя Владимира была возобновлена часовня Ивановского монастыря, а в 2000 году по решению Священного Синода Русской Православной Церкви древнюю обитель открыли вновь и начали восстановление ее архитектурного ансамбля.
Древняя история Владимирского храма
Он имеет миниатюрную центральную главу и одну алтарную апсиду, а также небольшую трапезную, над северо-западным углом которой возвышается колокольня конца XVIII века, надстроенная над основанием более древней, относящейся к XVII столетию. Фасады придела украшены декоративными кокошниками, а симметричные окна – нарядными наличниками. Придел Бориса и Глеба с притвором, в южной части которого находился придел мучеников Кирика и Иулит- ты, и с южным крыльцом (западное крыльцо было пристроено по его образцу в XIX веке) усложнили композицию церкви и обогатили ее силуэт. Дополнительную нарядность всему храму придают полихромные изразцы.
Древняя история Владимирского храма издавна вызывала интерес у исследователей. Первая монография о нем была выпущена в 1888 году служившим здесь священником, отцом Аркадием Знаменским, который написал ее совместно с Д. Тимковским. Издание было приурочено к 900-летию крещения Руси и получилось настолько емким и научно обоснованным, что и до настоящего времени может считаться основным источником сведений о единственной в столице древней церкви, посвященной равноапостольному князю Владимиру. При подготовке издания авторы пользовались материалами, собранными известным моск- воведом И. Ф. Токмаковым, который заведовал библиотекой московского Архива иностранных дел3 Священником Аркадием Знаменским были также написаны две статьи о Владимирском храме, опубликованные в «Московских церковных ведомостях» за 1889 и 1892 годы.
|