Но они вынуждены были пойти на создание коалиции в условиях конкретно сложившейся внешнеполитической обстановки.
Слишком очевидными стали подлинные масштабы угрозы гитлеровской агрессии всему человечеству, в том числе и западным державам. Народы Англии, США и ряда других государств заставили свои правительства сделать реальные шаги по пути военного сотрудничества с Советским Союзом.
Так вторая мировая война превратилась со стороны всех противостоящих гитлеровской Германии сил в войну справедливую, антифашистскую, освободительную.
Ведущей силой в образовавшейся антигитлеровской коалиции стал Советский Союз. Дальнейшие победы Советской Армии над гитлеровскими захватчиками под Курском и на Украине, в Прибалтике, Заполярье и на Балканах снова и снова оказывали огромное влияние на весь ход войны, решительно облегчали боевые действия наших союзников.
Победы Советской Армии и возросшая активность движения Сопротивления в Италии ускорили выход этого партнера Гитлера из войны.
Огромный размах операций на советско-германском фронте и разгром ряда группировок немецких войск решительным образом облегчили союзникам открытие второго фронта (июнь 1944 г. ). Под непосредственным влиянием побед Советской Армии от гитлеровской Германии откололись Финляндия, Румыния, Болгария.
Сотрясая воздух
Согласие с внешней политикой дуче в то время еще не означало готовности воротил крупного капитала предоставить средства для проведения рискованных крупномасштабных авантюр.
Нельзя также сбрасывать со счетов и то, что в тот период Муссолини еще не потерял связи с реальной действительностью и при всей своей склонности к поспешным решениям был вынужден считаться с ограниченными возможностями итальянского фашизма. Сотрясая воздух воинственными заявлениями и стремясь доказать «динамичность» Италии в различных мелких инцидентах, в первые 10 лет нахождения у власти он не выходил за рамки обычной практики капиталистического государства. Первой крупной вооруженной акцией итальянского фашизма был захват Эфиопии.
Завоевание бедной и отсталой страны не принесло военных лавров итальянским генералам, но позволило провозгласить «воссоздание древнеримской империи».
Некоторые итальянские историки, например Л. Сальваторелли и Д. Мира, пишут о том, что, завоевав Эфиопию, присвоив королю титул императора, а себе — звание первого маршала империи, Муссолини достиг своих целей и перед ним открылась перспектива стабилизации внутриполитического и международного положения Италии.
|