Несуществующий зверек
Бывало, среднестатистический житель Штатов, желая покорить какую-нибудь красотку из Техаса или прослыть среди сослуживцев ценителем автомобилей, приходил в фирменный автосалон Chevrolet и деловито осведомлялся у менеджера, что же означают эти шесть букв в названии модели, продавец, не моргнув глазом, выдавал заученную фразу. «Camaro, — отвечал он авторитетно, — это название маленького злого животного, которое питается мустангами». Не слишком интересующийся мировой фауной покупатель мчался к кассе и отдавал всю наличность за возможность пронестись по местному хайвею на модной новинке.
В то время на ринге мирового автопрома активно бодались два гиганта – Ford и Chevrolet, и Camaro был выпущен в пику популярного тогда Mustang. Дебют «пожирателя мустангов» оказался настолько фееричным, что продажи вмиг взлетели, и модель Chevrolet тут же стала серьезным конкурентом «одичавшей лошади». Ну а название было не чем иным, как сленговой версией французского словечка comrade (товарищ и друг).
Вскрытие показало...
Дизайнеры студии постарались, чтобы внешность первого Camaro цепляла с первого взгляда: сдвоенные фары, широкая радиаторная решетка, агрессивный дизайн. Первые экземпляры сходили с конвейеров в двух кузовах – купе и кабриолет длиной пять метров (неудивительно, что новинка сразу завоевала широкую американскую натуру). Основой силовой конструкции машины инженеры сделали несущий кузов, к которому спереди крепился установленный на эластичных элементах мощный подрамник. Подвеска – независимая пружинная, ведущий задний мост держался на продольных листовых рессорах. Под капотом образца 1966 года находилась исключительно бензиновая V-образная 255-сильная «восьмерка» объемом 5,7 литра. Ну да, в 60-е годы экономить топливо было неприлично.
Создатели Camaro, казалось, хотели угодить всем и каждому, предоставив покупателю на выбор
70 заводских и 40 дилерских опций. Модификация RS (Rally Sport) отличалась молдингами, двумя параллельными полосами вдоль кузова, закрытыми фарами и фонарями под бампером. Пакет SS (Super Sport) можно было распознать по открытым фарам, другому интерьеру салона и дополнительной оптике в передней части. Этот вариант считался самым культовым в то время, но расхватывали его вовсе не из-за внешней привлекательности. То, что манило американцев в SS, было скрыто в моторном отсеке – двигатель с объемом 6,5 лит-ра выдавал 325 л. с.
Однако первое поколение имело свой секрет: «тайный» пакет с опциями Z-28, о котором вообще нигде не упоминалось. Тем не менее подобная скрытность пошла на пользу модели – Camaro с этим индексом был признан самым популярным в истории марки. Стать его обладателем можно было лишь заказав «базу», оснащенную опцией Z-28, о которой нигде не говорилось. В ответ покупатель получал экземпляр с дисковыми тормозами (с усилителем на передних колесах), суперспортивную подвеску, 4-скоростную коробку передач, тонированные стекла и форсированный 5-литровый мотор.
Кризис отнял силы
Первый успех не расслабил инженеров Chevrolet, и те постоянно работали над усовершенствованием своего детища. Уже через год модель получила многорычажную заднюю подвеску и новые амортизаторы, а 6,5-литровый агрегат оказался способным выдавать 350 л. с. На «лицо» Camaro тоже поменялся: другая решетка радиатора, форма окон, хромированные вставки в капоте. Постепенно автомобиль все больше приближался к своему спортивному идеалу –
решетка радиатора «утоплена» глубже, новая оптика, «накачанные» задние крылья, обновленный интерьер. Ну а линейку двигателей расширили — до 12 экземпляров, сделав процесс выбора автомобиля еще более сложным.
Выпуск второго поколения Camaro пришелся на 1969 год, и кто ж знал, что этот период про-длится 12 лет. Мир встретил обновленный Camaro с прежним восторгом: благодаря удлиненному кузову и дверям автомобиль стал похож на лощеного европейского денди. Отныне, решили в GM, Camaro будет только в виде купе, что, конечно, вызвало бурю недовольства среди ценителей модели. Отчего на кабриолет наложили табу, осталось за кадром. Зато полюбившуюся автовладельцам модификацию Z-28 наконец рассекретили и стали предлагать с «автоматом». В плане инновационных находок и дизайнерских разработок ничего нового не появилось, а вот под капотом автолюбители обнаружили массу интересного. В начале 70-х гамма моторов выглядела следующим образом: рядных шестерок стало две – объемом 3,8 и 4,1 литра, появился 3,8-литровый V6, а V8 объемом 6,5 литра дополнили еще три варианта по 5,7, 6,6 и 7,4 литра.
1972 год отметился в автомобильном календаре ужесточением норм безопасности, и вот тут пришло время Camaro расплачиваться за свою красоту. 1100 автомобилей забраковали из-за несоответствия бамперов международным стандартам – все они пошли под пресс. Наверное, некоторые американцы до сих пор помнят, как более тысячи новеньких, блестящих автомобилей ушли на автохлам. Перчика в это блюдо добавил грянувший энергетический кризис, отсюда и началась тенденция к постепенному снижению объема двигателей. Было время, когда (страшно произнес-
ти) Camaro кощунственно предлагался со 105-сильным мотором. Однако, несмотря ни на что, Chevrolet все-таки поборол своего соперника Ford, обойдя его по количеству проданных машин.
Закат звезды
Третье поколение стартовало в 80-е годы. Chevrolet украсил своего любимца новым дизайном, системой впрыска топлива, поставил 16-дюймовые колеса и подарил ему новое «сердце» — 5,7-литровый V8 мощностью 255 л. с. А через пару лет в новый Camaro вдохнули современные технологии – 4-скоростные «автоматы», 5-скоростные ручные коробки и инжекторы. Двигателей стало меньше, впрочем, их объемы тоже «посадили» на диету. Через десяток лет в свет вышло еще одно поколение, конечно, шагающее в ногу со временем, но... Camaro остался где-то в прошлом со своим ярким дизайном, задними крыльями, напоминающими бицепсы, и мощными, с безумным расходом моторами. Несмотря на активное внедрение разработчиками современной электроники и попытки попасть в тренды тех времен, в 2002 году это случилось. Производство легендарного Chevrolet Camaro было остановлено. Покупатель стал интересоваться «японцами», и старым добрым «американцам» пришлось потесниться.
В 2002 году GM попытались реинкарнировать икону стиля и напомнить миру о себе, выпустив «юбилейную» модель, приуроченную к 35-летию Camaro. С марта по июнь с конвейеров сошла тысяча экземпляров с модифицированным двигателем V8 LS1 мощностью 345 л. с., воздухозаборником, задним спойлером и 6-скоростной МКПП.
Но на этом история Camaro не закончилась. Были попытки возродить легенду в 2009 году. Не вышло. В середине лета 2010 года в Интернете распространились шпионские изображения самой мощной версии спорткупе Z28 в момент дорожных тестов. И хоть время Camaro безвозвратно ушло, ценители, да и просто автолюбители со вкусом с нетерпением ждут Детройтского автосалона-2011. Возможно, там и состоится возвращение легендарного «пожирателя мустангов».
Без русских не обошлось
Camaro мог стать и двухместным родстером, фастбэком и универсалом – дизайнеры студии разработали множество макетов. Но для конкурентной борьбы с Mustang нужно было держать цены на уровне, поэтому в GM решили производить модель в двух типах кузова: купе и кабриолет.
К истории Camaro Россия, кстати, тоже оказалась причастна. Челябинец Владимир Капитонов стал соавтором последнего поколения американской автоиконы. В частности, именно его карандаш создал дизайн задних фар. Интересно, что техническое задание звучало как: «Нарисуйте автомобильный эквивалент злющего сторожевого пса. И вдохновение искать нужно не только в старых Camaro, но и в истребителях F22 или акулах – во всем, что быстро, мощно, стремительно». Кроме Camaro, россиянин также принял участие в разработке дизайна последнего поколения Cadillac Escalade.
С планеты Сайбертрон
Для съемок первой части «Трансформеров» использовался самый простой Camaro — причем 1976-го, а не 1977 года, как указано во многих источниках. Видимо, авторов, настаивающих на последнем, сбивает с толку раскраска и своеобразный наплыв на капоте, присущие модели Z28, которая появилась вновь лишь в 1977 году. Просматривая фильм, приглядитесь: эта деталь приклепана, а цвет и полосы, как и разные колеса на передней и задней осях, — прихоть режиссера Майкла Бэя и главного художника Джеффа Манна.
Отважного Бамблби (шмель) изначально планировали создавать на основе Dodge Coronet, конца 60-х — начала 70-х годов. Однако к проекту подключились специалисты GM и предложили в качестве исходного варианта для Бамблби Chevrolet Camaro.
Без особых трудов, через Интернет были найдены три Camaro: два в Калифорнии, в городах Пальмдейл и Уиттиер, третий приехал из Оклахомы. Причем каждый стоил менее $6000, а один не добрал в цене и до 2000 долларов США. Все автомобили были отправлены на доработку — в них установили 5,7-литровые V8 Small Block GM Performance Parts, развивающие 330 л. с., оснастили системами впрыска Edelbrock Pro-Flo, а также выпускными коллекторами Jegs с керамическим покрытием. Коробки передач заменили на восстановленные, трехскоростные, автоматические агрегаты Turbo Hydra-Matic 350, обнаруженные по случаю в самом темном углу склада компании CRC Transmissions.
Иными словами, автомобили подготовили самым серьезным образом, чтобы обеспечить их необходимыми для исполнения трюков характеристиками, а также запасом надежности на весь период съемок. Желтый цвет кузова был определен заранее сценарием, художники лишь дополнили картину фальшивой ржавчиной и несколькими царапинами. С интерьером дела шли не так гладко: на одно только обдумывание деталей и гаммы салона у команды ушло около 11 часов! В результате получилась вполне пристойная мешанина из обтянутых кожзаменителем сидений от Chevelle 1965 года, руля Grant, селектора АКПП B&M, приборной доски Covan’s Classic и многого другого. Не обошли вниманием и систему безопасности — на машины были установлены клапаны, перекрывающие подачу топлива в случае аварии и автоматические выключатели массы. В таком виде эти автомобили и предстают перед зрителем в течение первой части картины. По очереди, разумеется.
Печально, но после завершения работы над фильмом осталось всего два Camaro, сохранивших способность передвигаться самостоятельно. Третий был полностью переоборудован для съемки определенных сцен.
Летом, после выхода «Трансформеров», на аукционе e-Bay появился очень занимательный лот — он быстро набирал ставки, и, когда до начала торгов оставалась пара дней, его цена уже составляла 30 000 долларов США. 18 июля 2007 года в 18.00 торги закончились. Победитель заплатил за этот лот сорок тысяч сто долларов и один цент. Так, в уютной частной коллекции и обрел свои покой последний из нашей троицы «герой киноэкрана» Chevrolet Camaro II Бамблби 1976 года выпуска. Выручка от его продажи пошла на благотворительные цели. Судьба второго экземпляра не известна. Может «Шмель» вернулся домой, на Сайбертрон…
|