Одновременно отец Сергий состоял заведующим Бюро по призрению и обустройству беженцев духовного звания, а с октября 1915 года возглавил бюро Всероссийского общества попечения о русских беженцах. В январе 1917 года настоятель Рождественской церкви стал преподавателем вероучения и правоучения на церковно-учительских курсах, а в июне того же года за свои многочисленные труды был награжден наперсным крестом 92. Однако все труды, которые он добровольно возложил на себя, значительно уступают тем испытаниям, которые претерпел отец Сергий, исполняя свой пастырский долг в безбожные годы советской власти. Их разделил с ним и новый староста из семейства Расторгуевых, вступивший в должность в том же 1913 году, – младший братАлексея Дмитриевича Расторгуева, Сергей Дмитриевич.
В июне 1919 года группа верующих, возглавляемая отцом Сергием, подписала договор с Московским советом рабочих и красноармейских депутатов о «бесплатном пользовании» церковью 9з. По условиям типового договора представители церкви обязались беречь переданное им народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению. Храм и богослужебные предметы передавались только в пользование. Не допускались политические собрания, раздача и продажа книг, брошюр, листков и произнесение речей, направленных против советской власти. Церковная община должна была за свой счет производить оплату всехтекущих расходов по содержанию храма: ремонт, отопление, страхование, оплату налогов, местных обложений и т.д.
Желтоватый цвет
На рисунке, представленном «архитекторским помощником» Дмитрием Балашовым, четко обозначена композиция трапезной и колокольни в том виде, в котором они вскоре были возведены и с некоторыми изменениями дошли до настоящего времени. Наиболее четко разница между проектом и осуществленным зданием заметна в пропорциях яруса звона, полностью круглого и вытянутого, а не прямоугольного, как показано на рисунке. Холодный храм здесь представлен достаточно условно, но с некоторыми любопытными деталями. Светлый, желтоватый цвет его стен в целом соответствует зрелой классике. Характерно и то, что кровли храма и некоторые мелкие детали фасадов выкрашены зеленой краской. Примечательно, что на плане, который также представлен в этом документе, изображен не новый, а старый трехапсидный храм с пристроенными с запада новой трапезной и колокольней.Таким образом, рисунок отражал два периода строительства: вначале предполагалась сломка старой трапезной и возведение новой, с зимней церковью или приделом, а затем уже постройка летнего храма на месте разобранного старого. Такое нередко случалось при перестройке церквей, так как прихожане прежде всего нуждались в теплом храме, обеспечивавшем непрерывность служб независимо от сезона.
|