Хотя о. Григорий и не получил высшего богословского образования в Духовной академии, но отличался редкой начитанностью, которые бы сделали честь и человеку с высшим образованием. Собрал хорошую библиотеку, часть которой он завещал московскому Мариинскому епархиальному училищу. Отличительной чертой характера покойного было гостеприимство и чувство товарищества» 85. На следующий год в Официальном отделе «Московских церковных ведомостей» был отмечен еще один церковнослужитель из церкви Рождества Богородицы – псаломщик Константин Лебедев. За более чем пятилетние «отличноусердные труды по канцелярии Московского сиротского института Императора Николая I» он получил высокую награду – золотую медаль с надписью «За усердие» "6.
С 1895 по 1913 год в Рождественском храме последовательно служили священники Георгий Добронравов (брат отца Григория) и Аркадий Знаменский, переведенный сюда из соседней Владимирской церкви в Старых Садех. Старостой храма по-прежнему оставался Алексей Дмитриевич Расторгуев. Приход постепенно увеличивался, достигнув почти шестисот человек, 19 из которых относились к духовному ведомству, а 18 – к военному. Статских (гражданских) чиновников в приходе проживало
27, купцов, мещан, цеховых и прочих городских обывателей – 95 и крестьян – 431 человек.
«Старые Сады»
Строительство Земляного города в 1535 году, а затем и каменной стены вокруг посада изменило характер этой местности. Перед укреплениями Китай-города была оставлена незастроенная свободная зона, на самой границе которой и оказался Спасо-Пре- ображенский храм.
Многочисленные пожары регулярно уничтожали плотную деревянную застройку. Однако во время знаменитого московского пожара 21 июня 1547 года храм не пострадал – такой вывод можно сделать из сообщения Никоновской летописи: «А от города за рвом на площадке от церкви Преображения Господня не гореша дворы до Всех Свя тых»4. Вероятно, деревянный Спасский храм и стоявшая рядом с ним церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Покровке у решетки», сгорели во время пожара 1629 года и были отстроены заново – уже из кирпича.
Из Переписной книги Москвы 1638 года известно, что причт Спасской церкви состоял из священника и диакона. Часть церковной земли занимал двор просвирни: « .у Спаса на Глинище двор попа Максима Ульянова, двор диакона Афанасия Дмитриева, изба Проскурин Феклы», а другая часть сдавалась в оброк под застройку: « .на церковной земле изба Олешки Олмазникова двор передорщика Дмитрейка Васильева у Спаса на церковной земле портной Якушко Юрьев». Здесь располагались и дворы знатных особ: боярина Андрея Васильевича Хилкова, Прокофия Ляпунова, Ивана Петровича Чихачева, Степана Хрущова, дьяка Михаила Алфимова.
|