«Массовая культура», утверждают буржуазные теоретики, составная и неотъемлемая часть так называемого массового общества. Термин «массовое общество», столь популярный в современной буржуазной социологии, придуман в противовес термину «классовое общество». Цель этого нового термина - замаскировать классовые антагонизмы буржуазного общества разговорами о различных слоях и группах населения, составляющих единое массовое общество с беспрерывным перемещением (мобильностью) людей из одной социальной группы в другую. В этом обществе массы якобы стали обязательным агентом в распределении всех общественных благ, в том числе и культурных. То, что когда-то было достоянием исключительно высших классов, в массовом обществе якобы распространяется на всех.
В понимании буржуазных социологов массы всегда были воплощением чего-то грубого, темного, пассивного 2. Разумеется, что «приход» масс в культуру (например, переселение огромного количества сельских жителей в город вследствие индустриализации) резко понизил ее общий уровень, так утверждают западные теоретики. Эти люди под влиянием городской цивилизации приобрели то, что можно назвать «формальной грамотностью».
В «массовом обществе» читают больше, чем в прежних обществах, но понимают меньше, ибо массовый читатель усвоил только способность к поверхностному знанию, не понимая глубины смысла '. Это якобы породило литературу, призванную удовлетворять невзыскательные потребности массового читателя,- детективы, комиксы, порнографию.
То, что произошло с литературой, характерно и для всех других видов искусства. Попытка угодить низменным неразвитым вкусам масс неизбежно привела к вульгаризации искусства, к замене серьезного искусства развлекательным.
Американский социолог и кинокритик Дуайт Макдональд, много лет исследующий «массовую культуру», считает, что масса - враг культуры. В массе теряется всякая индивидуальность, мораль и вкусы представителей масс опускаются до уровня морали и вкусов ее наиболее примитивных членов. Корень зла заключается, по его мнению, в том, что сейчас существует слишком много людей, требующих культуры, а это неизбежно обесценивает ее. Буржуазные социологи изобрели даже так называемый «закон малинового джема», который применительно к культуре якобы означает, что чем шире распространяется культура, тем тоньше (т. е. жиже) ее слой, подобно тому, как тоньше становится слой джема, если поверхность булочки, которую смазывают, становится больше.
|