Окрестные домовладельцы строили для них ночлежные дома, дешевые харчевни и трактиры. Старинные аристократические усадьбы застраивались длинными уродливыми бараками. Так посреди тихих уютных Кулишек постепенно образовалась знаменитая «Хит- ровка» (Хитров рынок) – зловещая московская клоака, кишевшая ворами, проститутками, шулерами и профессиональными нищими, рассадник преступности и инфекционных заболеваний. Трактиры и кабаки на Хитровом рынке именовались в соответствии со вкусами его обитателей – «Каторга», «Пересыльный», «Сибирь» и т.д. Четверо домовладельцев: Румянцев, Кулаков, Ярошенко и Кирьяков (а после него Бунин) – поставили здешний ночлежный промысел на широкую ногу. Хитровка стала страшной язвой Москвы уже в 1860-е годы, а в начале ХХ века это было уже своеобразное государство со своим управлением и со своими законами. Ликвидировать ее было невозможно, но заставить содержателей ночлежек жестко соблюдать санитарные нормы власти все же смогли.
Весьма подпорченная «хитрованцами» жизнь на Кулишках, тем не менее, продолжалась. Купившая усадьбу Хитрово купчиха А. Н.Немчинова сдавала ее внаем, а домовая церковь в очередной раз была закрыта. В 1843 году усадьба перешла гвардии полковнику Владимиру Ивановичу Орлову, а в 1851-м – к его вдове Екатерине Дмитриевне. Владение сохраняло большой старинный сад, но постепенно застраивалось мелкими зданиями.
Хохловке храмы
Волынский предлагал дождаться, когда прихожане соберутся и отстроят свои дома, после чего в храм можно будет назначить священника 47. На основании поданного прошения консистория обратилась в Комиссию для строений в Москве и получила ответ, что «по учиненным же Комиссией правилам при регулировании означенная церковь в сломку подходить не может». В свою очередь консистория составила справку о состоянии Владимирского храма после изгнания неприятеля, где были упомянуты обгоревшая колокольня и крыша, а также разграбленная ризница, из которой удалось спасти только некоторые серебряные вещи общим весом в 30 фунтов, не считая убранства образов и Евангелия. Кроме того, указывалось, что церковь находится недалеко от упраздненного Ивановского монастыря, соборную церковь которого, по древности и хорошей сохранности, следует превратить в приходскую, а к ней приписать Князь-Владимирский, Николопод- копаевский, Трехсвятительский и Троицкий в Хохловке храмы. В целом консистория считала возможным разобрать Владимирскую церковь, «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода», но чтобы удовлетворить благочестивое усердие просителя, дозволяла в соборной церкви упраздненного монастыря устроить придел во имя равноапостольного князя Владимира. Однако Святейший Синод счел возможным поддержать просьбу Волынскогои согласился на ремонт и освящение церкви после восстановления прихода 49.
Сгоревшие приходские дворы восстанавливались долго.
|