Но, глядя на сверкающие золотом стены, на лики святых угодников Божиих, смотрящих на нас с иконостаса и многочисленных образов, мы понимаем также, что все это стало возможно в значительной мере благодаря горячей молитве настоятеля нашего храма игумена Мартирия, вложившего в восстановление храма Божия всю силу своего сердца». Работы по восстановлению внутреннего убранства храма велись в основном за счет средств Инкомбанка. Сложная, затейливая резьба иконостаса сделана в стиле «второго барокко» и, как и живопись, исполнена в традициях середины XIX столетия – времени последнего предреволюционного обновления храма. Несомненным достоинством интерьера являются отреставрированные росписи XIX века, которые вместе с иконостасами составляют целостный ансамбль, производящий впечатление исторической достоверности. Основные реставрационные работы были закончены в 1996-1997 годах.
С 1999 года храм принадлежит подворью Александрийского Патриархата. Настоятель подворья – владыка Афанасий, епископ Кирин- ский, экзарх Блаженнейшего Папы и Патриарха Петра Александрийского и всея Африки.
История храма мучеников бессребреников Кира и Иоанна начинается в сравнительно позднее время – не ранее второй половины – конца XVI столетия. Храм был основан в непосредственной близости от более древней церкви мученицы Параскевы Пятницы на Кулишках, известной по описанию пожара 21 июня 1547 года, – она упоминается среди сгоревших храмов, находившихся вблизи Варварских ворот Китай-города.
Церковь Троицы у Покровских ворот
В Окладныхкнигах 1624 года упоминается церковь Троицы у Покровских ворот, при которой, судя по источникам начала XVIII века, имелся придел во имя святителя Василия Кесарийского 55. Поскольку на Покровке это был единственный престол, посвященный святому Василию, можно предположить, что Троицкий храм с Васильевским приделом был воздвигнут на месте церкви, упомянутой в летописи под 1547 годом. Святой Василий Кесарийский был патрональным святым великого князя Василия Дмитриевича, и было бы заманчиво отнести основание этой церкви ко временам его княжения.
Первое упоминание церкви святых Кира и Иоанна относится к 1624/25 году. Однако можно предположить, что ее появление на Кулишках связано со строительством каменных богаделен при Борисе Годунове и Патриархе Иове в 1599/1600 году. В источниках первой трети XVII века упоминаются также церкви Святой Троицы в Хохловке 5б, Петра и Павла 57 и Марии Египетской. Последняя из них, согласно Писцовой книге Москвы 1638 года, находилась возле церкви Параскевы Пятницы на Кулишках. Таким образом, большинство свидетельств о существовании храмов на Кулишках относится к достаточно позднему времени. Однако, несмотря на это, можно сделать вывод, что многие из них были основаны в XV веке, во время существования здесь великокняжеского двора с его многочисленными службами.
|