Исходя из того, что «подобныя заведения не следует строить вблизи церковного строения, паче ж всего что оная кировская церковь построена, каквыше значит, по высочайшему ея императорского величества повелению, которая и священа в высочайшем ея императорского величества присутствии9, консистория обратилась с жалобой в Гоф-интендантскую контору. Однако выяснилось, что хотя храм и был построен «ведением» Гоф-интендантской конторы, но по именному повелению перешел к Государственной коллегии экономии, которая и должна была заниматься разбирательством дела о насильственном захвате церковной земли.
Кто же были те прихожане, которые ревниво оберегали благочестие в своем приходе? Как и А. И. Татаринов, они в основном поселились здесь в середине XVIII века. Так, в 1756 году вдова Андрея Ивановича Вельяминова-Зернова купила двор у генерал-лейтенанта А. А. Хитро- воб» и поселилась здесь со своим малолетним сыном Николаем. Последний, достигнув чина прапорщика в гвардейском Семеновском полку, вышел в отставку и жил в приходе вместе со своей женой и ее братом, отставным прапорщиком того же полка, а также со штатом своих служителей, состоявшим из 4 семей, 10 холостых мужского пола, 3 вдов и 6 девиц.
В 1759 года секретарь Андрей Павлович Казаков купил двор у вдовы прапорщика Н. П. Кошелева 62, а в 1766 году – участок у вдовы поручика Василия Яковлевича Муромцева, Авдотьи.
Благочинный церковного округа
В это время приход состоял в основном из купеческих дворов Усачевых, Шапошниковых, Доброхотовых, Буркарт 90. Согласно исповедной ведомости, в 11 приходских дворах проживало 114 мужчин и 125 женщин.
Некоторые детали приходского быта у Спаса на Глинищах можно восстановить, если обратиться к делу о поведении дьячка Георгия Иванова, начатому в апреле 1821 года. Благочинный церковного округа не раз писал в консисторию о нетрезвой жизни дьячка и пономаря Якова Ефимова и о том, «что они часто обращаются в пьянстве и в прохождении своей должности оказывают себя нерадивыми.
Пятидесятилетний пономарь Яков Ефимов, служивший в Спасском храме с 1793 года, окончил свою жизнь трагически. В 1820 году его, уже больного белой горячкой, послали на исправление в Екатерининскую пустынь. Здесь в один из зимних дней «он, Ефимов, от помешательства в уме, выбив в келье рамы, из оной ушел и замерз в лесу». Его вдова Мавра Васильевна по ходатайству настоятеля получила место просвирни, а дочь Анастасия вышла замуж за студента Московской духовной семинарии Афанасия Ульянова, ставшего пономарем в Спасской церкви. Дьячок же Георгий Иванов вечером 19 апреля 1821 года, будучи нетрезвым, устроил беспорядочный колокольный звон, переполошив всю округу.
|