Драма «Нижегородское предание» не сразу заинтересовала Чайковского. История, послужившая источником для написания пьесы, показалась ему хотя и достаточно интересной и захватывающей, но близкой по духу к мелодраме.
Драма «Нижегородское предание» не сразу заинтересовала Чайковского. История, послужившая источником для написания пьесы, показалась ему хотя и достаточно интересной и захватывающей, но близкой по духу к мелодраме. Лишь с течением времени он понял перспективность и драматургию сюжета.
Как ни одно другое произведение Чайковского, эта опера переделывалась им множество раз. Даже перед премьерой он снова переписывал ее. Необыкновенная страсть, движущая сердцами персонажей оперы, в которой ненависть княгини к красавице-вдове, покорившей сердце ее мужа, а затем и сына, заставила ее отравить колдунью, как называют Чародейку, поражает зрителей своим накалом. Ревность князя к Юрию - своему сыну и сопернику - привела к тому, что он выгнал его из своего дома. Злоба – не самый лучший помощник в любых делах. В ярости князь убивает сына и окончательно теряет рассудок.
Оценить красоту спектакля, слушая рассказы очевидцев, невозможно, проще приобрести билет на оперу Чародейка и услышать изумительные голоса певцов, великолепное исполнение которых заставляет учащенно биться сердца и проливать слезы.
Известный композитор закончил работу над оперой весной 1887 года. Уже осенью в Мариинском театре состоялась ее премьера. Дирижировал оркестром сам Чайковский. Буря страстей в спектакле не могла не привлечь внимание зрителей. С первых дней опера была воспринята шквалом противоречивых мнений. Но уже на седьмом представлении зал был наполовину пуст. Показ спектакля продолжался до конца сезона.
На сцене Большого театра опера показывалась лишь однажды – в 1890 году. Повторно спектакль ставился в 1916 году, когда Чайковский уже умер. Независимо от того, что постановщиками оперы являлись самые прославленные мастера того времени – Баратов Л. и Федоровский Ф. - она считалась неинтересной и неудачной. Не смогли прославить оперу и прекрасные певцы, принимавшие в ней участие. Зритель не понимал эту оперу и не мог по достоинству оценить ее.
Опера «Чародейка» до сих пор редко исполнялась на российской сцене. Самая успешная попытка возродить к жизни и для зрителей это произведение состоялась в 1958 году. Вплоть до 1965 года эта опера числилась в репертуаре Большого театра и показывалась 49 раз. Но и тогда интерес к ней постепенно угас. Возможно, все дело в том, что здесь нужны исполнители высочайшего класса, способные передать драму и энергетику происходящего на сцене.
Такова история незаслуженно забытого замечательного произведения Чайковского. Удивительная музыка и шекспировские страсти, потрясающие своей правдивостью и искренность, заслуживают того, чтобы этот спектакль вернулся на сцену и вновь предстал перед глазами зрителей.
Прекрасный спектакль, достойный того, чтобы купить билеты в Большой театр и самому оценить правильность передачи трагедии, замечательную музыку, увидеть чувства, повлекшие за собой гибель основных героев произведения.
Спектакль, достойный внимания зрителей, ведь и в наше время случаются подобные истории, когда истинная любовь борется за право жить.
|