И олимпийцы меняют пол
В Америке профессиональный спорт появился одновременно с капитализмом, другими словами – был всегда. И этот факт повлиял на то, что здесь существует строгая дифференциация того, что американцы называют sport и workout. Второе слово переводится как «тренировка», но включает в себя все что угодно – любые занятия физической культурой не на профессиональной основе.
Советское государство гримировало разными способами доходы спортсменов, работа и жизнь которых состояла в достижении рекордов: их приписывали к разным клубам, присваивали воинские звания, обеспечивали жильем и премировали – только очень тихо, неофициально, что вызывало саркастические усмешки у рядовых граждан. Американцы же в открытую смеялись над этим, потому как здесь с незапамятных времен спортсмен, достигший общенациональной популярности, автоматически оплачивался суммами астрономическими. Победа на Олимпиаде оставалась вечным почетным званием, пусть это и было сто лет назад.
Кстати, курьезный пример. Не так давно грянул скандал, когда Брюс Дженнер, выигравший аж в 1976 году Олимпийские игры в Монреале по легкой атлетике, решил поменять пол. Сейчас его зовут Кэйлин-Мари Дженнер, но в любом сюжете красной строкой проходит информация о том, что он был олимпийским чемпионом.
Личные передряги и трагедии бывших и настоящих спортсменов становятся достоянием публики моментально, прямо по факту обнаружения случившегося. Так, например, Тайгер Вудс, бог гольфа, на которого молилась не только Америка, но и вся Европа, невероятно богатый человек, вынужден был пройти через публичное раскаяние перед всеми фанатами, когда стало известно, что он систематически изменял жене. Для него это закончилось расторжением контрактов с ведущими рекламными агентствами, так как аморальный проступок противоречил образу идеального человека-спортсмена.
Просто бизнес
Никого в Америке не шокируют в голове не укладывающиеся миллионные доходы баскетболистов. При этом совершенно за гранью критики остается тот факт, что средняя (и очень высокая по американским меркам) зарплата профессора в университете составляет максимум 150 тысяч долларов в год. Сейчас этот успех и головокружительные доходы своих героев могут разделить и обычные болельщики, в этом им поможет сайт лига ставок зеркало на котором можно делать ставки на победы своей любимой баскетбольной команды.
Профессиональный спорт давно превратился в свою противоположность. Как точно заметил когда-то гениальный писатель Кутзее, кучка богатых людей покупает команду из 22 миллионеров, которые для всеобщего и собственного удовольствия бегают, отбирая друг у друга мяч. Мало того что это абсурдно само по себе, но в этот абсурд встроена громадная индустрия развлечений, представители которой денно и нощно следят за тем, чтобы ролевая модель фанатов – а именно ее делают из известных спортсменов и чемпионов – не совершила чего-либо такого, что оттолкнет широкую публику от героя.
Однако, как говорят американцы, shit happens. То Джей О’Симпсон оказывается замешанным в убийстве, то Тайсон получает срок за изнасилование, то многолетняя любовь к гениальному баскетболисту оказывается омрачена наличием у него вируса СПИДа. Народ в замешательстве. Но только некоторое время. СМИ грамотно, тактично повернут умы в то русло, которое гарантирует заполненность трибун, бешеную работу тотализатора и многодневные бдения у телевизора, когда разыгрывается очередной кубок.
И бизнес не даст забыть вам о супергероях. Ракетки, кроссовки, бургеры, овсяные хлопья, тренажеры стоимостью под три тысячи долларов в рекламе на ТВ, билбордах обывателю представляют те, чья задача – выигрывать у соперников во что бы то ни стало.
Всеобщее помешательство
Спортом номер один в США являются баскетбол и американский футбол. Герои последнего – вообще какие-то небожители. Любопытно, что в этом случае американцы полностью забывают про какие-то расистские настроения: в американском футболе белых игроков можно сосчитать на пальцах одной руки. В феврале каждого года наступает суббота, когда в супермаркеты идти бесполезно – там стоят бесчисленные очереди из людей, закупающих пиво и чипсы. Это день, когда разыгрывается общенациональный кубок по американскому футболу. Вишенкой на торте является то, что в перерывах ведущие торговые компании («Кока-Кола», «Хайнекен», «Будвайзер» и т.д.) показывают новые, еще никем не виданные рекламные ролики. И это, поверьте, очень крутые, сделанные профессионалами высочайшего класса художественные произведения.
Увы, профессиональный спорт давно уже не имеет никакого отношения к здоровью. Это секрет Полишинеля.
Безумие достигает наивысшей точки, когда дело касается бокса. Поговаривают, что «черные» тотализаторы собирают многомиллионные барыши. А люди, эти милые болельщики, не только резервируют места в спортивных барах, чтобы посмотреть на выдающуюся драку, но и тратят до тысячи долларов, чтобы посмотреть на нее своими глазами в Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе или Атланте.
Спорт в Америке и его реклама никогда не были привилегией государства. Эту жилу разрабатывает частный бизнес. Успехи его в данной деятельности заставляют шевелиться мои волосы на голове. От ужаса.
Трудный путь к славе
Профессиональный спортсмен давным-давно считается здесь уважаемой и социально одобряемой профессией. Как же туда попасть? А вот как.
У каждого игрока, например в баскетбольной команде, есть диплом колледжа, а иногда и университета. Здесь можно хмыкнуть, благо что основание есть.
Все начинается в школе. Бегают и прыгают на уроках физкультуры все дети, но если ты прыгаешь чуть-чуть лучше остальных, то тебя зачисляют в команду этой школы. И тренироваться ты начинаешь не как все дети, потому что тренирует тебя уже не обычный учитель физкультуры, а бывший баскетболист. Сначала две тренировки в день, потом три, потом 12 раз в неделю. На школу остается мало времени, это закон. Но престиж учебного заведения позволяет закрывать на это глаза.
Потом наступает время колледжа: ты отлично бегаешь или плаваешь – американский флаг тебе в руки! Ты получишь стипендию, и если не бросишь изнурительные тренировки, то так же легко тебя зачислят и в университет – «за особые достижения в области физической культуры и спорта». И университет великодушно предоставит тебе сколаршип (стипендию). Посещение лекций не отменяется совсем, но относиться преподаватели к тебе будут много снисходительнее.
На американском телевидении есть с сотню каналов, где транслируются игры по баскетболу, футболу между командами колледжей и университетов. Нормальный человек смотреть это не будет. Подобные репортажи смотрят менеджеры команд и тренеры. Именно они и приглашают особо отличившихся ребят в высшую лигу. А высшая лига – это, при удачном стечении обстоятельств, обеспеченная на много лет вперед жизнь и всенациональная популярность. Есть исключения, разумеется. Некоторых звезд находят просто на улицах, видя, как они безошибочно лупят мячом в сетку. Но это исключение.
Потом начинается грамотная раскрутка. Позитивные интервью со спортсменом, который как бы случайно крутит в руках ракетку Wilson, а вот он уже не спускает с рук двух очаровательных малышей, которые мечтают быть похожими на него.
Разумеется, на этом фоне возникают досадные помехи – то всплывет скандал с употреблением допинга, то случается мордобитие в баре под тяжелыми веществами, которые можно приобрести только у дилера. Но и подобные факты при определенной ловкости СМИ канут в Лету, не оставив ни малейшего воспоминания у публики.
Дети здесь давно не вешают на стенах своей комнаты плакаты с известными музыкантами – исключительно баскетболистов, боксеров и футболистов. Индустрия профессионального спорта зарабатывает колоссальные деньги. Это давно уже корпорация, которая не гнушается тем, что продает живых людей словно рабов, руководствуясь исключительно своими барышами. У меня все это вызывает чувство глубокого омерзения, но здесь я нахожусь в удручающем одиночестве.
В Америке есть и другой, человеческий, что ли, спорт. Тот самый workout – тренировки. Тут я вынуждена поменять критическую тональность на одобрительную.
Калифорния с ее мягким климатом практически создана для занятий физической культурой на открытом воздухе.
Даже если вы оказались на улице в пять утра, когда еще спят хозяева собак и мусорные машины, вы непременно встретите бегунов. Бегать здесь любят до самозабвения. Людей не смущает, что они бегут вдоль транспортных магистралей. Воздух здесь почище, чем в России. Но только на первый взгляд. Машин-то на порядок больше, и несмотря на то, что бензин тщательно чистится от вредных и вонючих присадок, плотность тяжелых металлов и прочей гадости в разы больше. Но – наушники в уши, шагомер на пояс и вперед!
Для тех же, кто не желает бегать, в Лос-Анджелесе существует огромное количество спортивных клубов. Членство в них стоит до 1500 долларов в год. Но такие спортивные клубы – то место, где вас встречают с махровыми халатами, предлагают в баре свежевыжатые соки и персонального тренера. Как выживают эти заведения? Да очень просто. Желание позаниматься спортом частенько заканчивается после трех тренировок. Но так как ты подписываешь договор на год, то расторгнуть его стоит порядка 600 долларов. И многие предпочитают платить, теша себя надеждой, что вот с понедельника-то я точно начну работать над собой...
В Калифорнии существует поистине бесчисленное количество студий для занятий йогой. Они доступны в смысле цены. Правда, и здесь все не так просто: инструкторы зачастую оказываются вчерашними учениками таких же студий, и толку от них маловато. Как правило, йогой приходят заниматься люди, которых можно назвать спинальниками, и обнаруживается, что вреда от этих занятий больше, чем пользы. Но это никоим образом не отменяет популярности йоги в США.
Америка – страна парадоксов: если учесть, что подавляющее большинство граждан страдает от ожирения, именно они-то и должны быть главными завсегдатаями оздоровительных клубов. Но в реальности все иначе: в клубы ходят те, кто не испытывает проблем с весом и совершенно не страдает депрессией от гипотонии.
Невозможно не коснуться спортивных секций для детей. В школе их нет, потому что они не предусмотрены школьной программой. За дополнительные спортивные занятия родители платят отдельно. Поэтому из двух зол выбирается меньшее. Детей отдают в платные секции «на стороне». Это и восточные единоборства, и соккер, и художественная гимнастика (здесь она называется ритмической), и плавание, и тот же баскетбол. Разумеется, все это влетает в копеечку и, самое главное, пожирает время – ребенка надо привезти на занятия после школы, прождать всю тренировку и по тяжелым пробкам добраться домой, где чадо ждет домашнее задание.
Я это все проходила лично и вот что заметила: ничего общего, кроме формальных признаков, такие тренировки не имеют с тем, как они были организованы в России. Все как бы понарошку – детей не заставляют, а просят потренироваться. У преподавателей основной, сверхценной идеей является стремление, чтобы ребенок вместе с родителями не покинул секцию, потому что это потеря в деньгах. Никакой суровости и даже жесткости, которая присуща спорту как таковому, там не наблюдается.
Правда, все очень меняется, если ребенок проявляет выдающийся талант. Тогда для него составляется особый график тренировок, специальная жесточайшая диета, и он занимается индивидуально с тренером, дабы в скором времени выступить на соревнованиях. Родителей долго и умело прессингуют, расписывая будущие ништяки профессиональной карьеры. Главным же доводом является бесплатное обучение в колледже и университете, потому что те за перспективными спортсменами буквально охотятся. И нужно понимать, что все перелеты, гостиницы на соревнованиях ложатся на бюджет родителей до тех пор, пока маленький спортсмен не станет членом сборной. Тогда стоимость издержек частично возмещается учебным заведением.
«Вдох глубокий, руки шире»
В Америке существует сеть спортивных клубов YMCA – Ассоциация молодых мужчин-христиан. Возникла она еще в 40-х годах в Лондоне, но самое широкое распространение получила в Штатах. Это, пожалуй, самая популярная и доступная возможность для каждого, кто хочет заняться физической культурой. Ассоциация есть в каждом штате. YMCA существует на пожертвования и членские взносы. Для любого человека непенсионного возраста стоимость членства составляет 70 долларов в месяц, пенсионеры платят 36 долларов. Туда может прийти любой – есть программы для детей, всевозможные тренажеры, бассейн, зал для рокета (это как бы теннис в закрытом пространстве), «железо» для бодибилдеров, классы по аэробике и йоге, специальные часы аквафизкультуры для пожилых людей, есть сауны, бани и джакузи, классы спортивных танцев, детские комнаты, где с малышами посидят, пока родители потеют на тренировке.
Открыт YMCA с 6 утра до 10 вечера. Суббота – с 6 утра до 7 вечера, воскресенье – до 5 часов вечера. Исключением являются только общегосударственные выходные.
Что меня трогает до слез, когда я оказываюсь там сразу же после открытия, так это количество стариков, крутящих педали на велотренажерах. Нет, это не пожилые люди, это старики, которым 70 и больше. Где-то к семи утра подтягиваются молодежь и люди среднего возраста, которые перед работой успевают размяться и даже поплавать с полчасика в бассейне. К новичку обязательно будет приставлен инструктор, который объяснит, с какой нагрузки надо начинать упражнения.
Приблизительно три часа в день бассейн закрыт для «вольных пловцов» – там тренируют тех самых самородков, которые и будут впоследствии представлять страну на международных соревнованиях.
На территории комплекса нельзя пользоваться мобильными телефонами – об этом сообщают вежливые объявления: зона отдыха должна быть свободна от ненужного шумового фона. Более чем за десять лет я не видела ни одного человека, кто бы нарушил этот запрет. В раздевалках есть маленькие замочки на шкафчиках, которые используются только пожилыми людьми (по моим наблюдениям). Остальные же ими пренебрегают, потому что случаев воровства зафиксировано не было.
В Америке очень много социальной рекламы физической культуры – в подавляющем количестве она манипулятивна и лжива обещаниями, что, приобретя супертренажер, ты станешь идеальной личностью – стандартная уловка маркетинга. В нее я не верю. А вот наблюдение за людьми, которые в свои весьма преклонные годы приходят с утра в доступные им тренажерные залы, дабы улучшить качество жизни в старости, работает лучше любой глянцевой агитки.
ОТ РЕДАКЦИИ
Не вполне разделяя сверхкритический настрой нашего калифорнийского корреспондента по отношению к профессиональному спорту, с уважением относимся к её точке зрения, которая тоже имеет право на существование. Возможно, тут что-то личное, спортоотталкивающее. Бывает.
А так-то познавательно, да.
**
|