Некоторые восприняли слово "тоталитаризм" как негативную оценку, и решили, что эта статья - очередная критика советской власти. Тоталитаризм и тоталитарное мышление здесь - не моральная оценка и не шаблонное ругательство. Для меня тоталитаризм сейчас - "плохо", и я бы сейчас не хотела оказаться в СССР, но для кого-то он - "хорошо".
Интересно, что часть православных и язычников теперь сожалеют о конце советской власти, при которой они шевельнуться не могли. А врагов советской власти воспринимают как врагов народа, и даже - как врагов их религии. Я и прежде писала, что у многих православных религиозности почти нет, зато шовинизм зашкаливает. Весь мир у них - во врагах, а терпимы лишь те страны, которые враждуют с "источником мирового зла" - с США. А США будто бы не просто имеют свои интересы, которые в чём-то противоречат интересам России - они насквозь плохи, включая все их ценности, потому они так ненавидят Россию.
Владислав Б., причисляющий себя к православным, пишет: «Результатом "демократии", "либерализма" и вытекающего из них плюрализма будет социальная шизофрения». Т.е., здоровое общество - тоталитарное общество. Видимо, эти люди не представляют жизнь без тоталитарной идеологии, а религия им заменяет коммунистическую идеологию, и они надеются, что она станет такой же тоталитарной, какой была коммунистическая идеология в СССР. Надо думать не о политических или религиозных убеждениях, а о психологических установках этих людей ("чувственные коллективисты"), о "тоталитарном мышлении", изменить которое невозможно или очень трудно. Эти люди создают запрос на тоталитаризм, который и удовлетворяется. Я где-то писала, что "идеальное государство" должно стараться максимально удовлетворять культурные потребности всех групп и поощрять появление новых, и тут мне трудно придраться.
В передаче "Сегодня" на НТВ рассказали о том, как в Белоруссии борются с "экспансией иностранной кухни": ни японской, ни американской кухни не хотят допускать - только национальные блюда... Как бы и в России такое не началось, а то придётся на борще и каше сидеть, а я их не люблю.
|