Мао Цзэдун начал сомневаться в мудрости строгого следования советской доктрины. Экономический кризис стал одной из основных причин для отхода от этой модели, а растущее взаимное недоверие усугубило ситуацию. Тем не менее в конце 1957 года Советский Союз согласился предоставить Китаю техническую поддержку, необходимую для создания атомной бомбы, и в течение 1958 года Советский Союз увеличил объем помощи Китаю. Однако, спиралевидное ухудшение китайско-советских отношений оказалось невозможным обратить вспять.
Китай принял более воинственную внешнюю политику, которая наиболее четко прослеживается в заявлении Мао во время поездки в Москву в ноябре 1957. На встречи он заявил: “Восточный ветер преобладает над Западным”, что подразумевало возвращение к воинственной борьбе. По некоторым оценкам, изменение линии было вызвано наращиванием США антикоммунистических режимов для окружения Китая и отсутствием серьезных успехов в мирном сосуществовании с нейтральными странами третьего мира. Другие аналитики утверждают, что Мао расценил запуск советского космического корабля (октябрь 1957 года) и Китайско-советское соглашение о разделе ядерного оружия как признаки того, что баланс мировых сил изменился в пользу коммунизма.
Подробнее тут.
Причины, стоявшие за драматическим открытием в 1958 году “трех красных знамен", то есть генеральной линии социалистического строительства, Большого скачка вперед и сельских народных коммун, до сих пор до конца не известны. Мао чувствовал себя все более неуютно из-за союза с СССР и социально-политических последствий советской модели развития. По идеологическим соображениям, Мао не нравилась советская система централизованного контроля со стороны крупных правительственных министерств, значительное социальное расслоение и сильный городской уклон. Кроме того, советская модель предполагала, что излишки сельскохозяйственной продукции должны быть направлены на развитие городов. Это было верно для Советского Союза в конце 1920-х годов, но ситуация в Китае была иной. Китайские политики должны были найти способ сначала создать сельскохозяйственный излишек, а затем использовать большую его часть для обслуживания роста городов. Советская модель опиралась на энергетический и транспортный сектор, которые не были совместимы с китайскими реалиями 1950-х годов.
|