Условия задачи
Toyota Levin - одна из тех машин, которые легко подвергаются тюнингу. Двигатель объемом 1600 куб.см имеет массу модификаций (в том числе с нагнетателем) и в конечном итоге с него "снимается" до 250 л.с. Учитывая небольшую массу Levin, можно представить, какое бешеное ускорение будет при старте или кик-дауне. Этим Андрей и руководствовался когда выбирал донора для будущего дрэгстера. В Новосибирске ему на глаза попался желтый Toyota Levin с двигателем 4A-GE Silver Top, что в переводе на русский: двигатель - 1600 куб.см, пять клапанов на цилиндр и 160 стандартных лошадей.
Кузова Levin, в зависимости от года выпуска, в Японии имеют имена собственные. 101 кузов Levin, выпускаемый с 1992 по 1996 год, именуется Toichi, что с японского означает "сто первый". Денег за машину просили немного, и Андрей "по случаю" прикупил машину. По приезду в Омск Андрей сразу составил примерный список доработок. Через специализированный Интернет-магазин наш герой принялся активно скупать детали и устанавливать с помощью друзей.Лабораторная работа
Самое простое, что можно сделать с автомобилем - это облегчить массу. Все, что мешало Toichi ездить, незамедлительно полетело на свалку: сиденья, обшивка, панели. Из необходимых удобств осталось лишь водительское сиденье. В общей сложности набралось ненужностей на 90 кг. Из необходимого перечня оборудования для безопасного передвижения по городу остались только ремень безопасности и панель приборов.
А тут как раз и поспели первые детали из Японии. Racing Gear KIT включал в себя усиленную корзину сцепления, керамическое 3-х лепестковое сцепление и облегченный маховик весом 3,8 кг (стандартный - 7,6 кг). Для быстрого и точного переключения передач установлен TRD Quick Shift - кулиса с укороченным ходом, позволяющая экономить на переключении передач. 6-ступенчатая КП С160 заменила прежнюю, по словам Андрея - "овощную", С52. Теперь короткие передачи не позволяют при переключении падать оборотам с 8000 об/мин ниже 6500. Скорость на третьей передаче при 8000 - 120 км/ч, на четвертой при 8000 - 160 км/ч. Но из-за поломки стандартного тросика переключения скоростей в Toichi пока отсутствует задняя передача, теперь друзья выкатывают машину из гаража вручную. К концу работ над трансмиссией поспел самоблокирующийся дифференциал Cusco L.S.D. 1way.
Для более точного управления двигателем был установлен V.V.T.controller, управляющий моментом включения третьего впускного клапана. Сам двигатель особого вмешательства не требовал, потому как стандартно мог раскручиваться до 8000 об/мин, но системы впуска и выпуска нуждались в доработке.
Между расходомером и ресивером мастера установили промежуточный охладитель ARC, новый термостат Billion был установлен на меньшую температуру открытия - 65 градусов, а радиатор кондиционера убрали за ненадобностью.
Но работы по системе охлаждения на этом не закончены - Андрей сделал в капоте прорези для снижения температуры воздуха, поступающего для смесеобразования. А на заездах по дрэгрейсингу убирает фару, выставляя наружу патрубок для забора воздуха.
Термолента Billion 90, выдерживающая температуру до 1260 градусов, обвила змеей выпускной коллектор FGK. А заканчивается выпуск раздвоенной выхлопной системой 5Zigen.
Идеи Андрея доросли до турбокита - выпускной коллектор и турбина от MMC Evo уже были куплены в Японии, - но его установка и отладка отняла бы очень много времени и денег. Решив не рассеивать усилия, Андрей отложил турбину до лучших времен.
Будучи с весами на ты и следуя линии снижения массы, Андрей
поставил слики Dunlop Formula-R 195/60/14 на диски ВСМПО Антарес Р14. Суммарная масса колеса снизилась до 12 кг! В городских условиях на них ездить невозможно, но для дрэг-заездов - самое то. Слики буквально прилипают к дороге, обеспечивая потрясающий коэффициент сцепления.
Тормоза остались практически без доработок. В гараже валяются 15-дюймовые перфорированные тормозные диски с насечками, но ставить их Андрей согласно концепции не желает: "Слики R14 не поставишь". Единственные изменения в тормозной системе - колодки Endless CC-X, которые очень сложно перегреть, и армированные тормозные шланги APP.
На десерт друзьями из DD-Motors была разработана, изготовлена и установлена система закиси азота. Динамика Levin поменялась фантастически: каждое нажатие кнопки давало мощный пинок на любой передаче. На тестовых заездах было истрачено баллона три-четыре, правда, не зря: Вывод
Сложностей было масса, но машина строилась недолго - около полугода. За прошедшее время был проведен огромный объем работ, после которых стандартный Levin превратился в Yellow dragster, с которым сейчас не рискуют ехать классические четверть мили машины с бОльшим объемом двигателя. Боятся, наверное. Список доработок
1. Anfini V.V.T. Controller;
2. Ресивер - интеркулер ARC;
3. Выпускной коллектор FGK 4-2-1;
4. Выпускная система 5zigen Border II (60.5 мм);
5. Термостат Billion;
6. МКПП - C160 (6МТ);
7. Регулируемая распорка передних стоек Spats
8. LSD Cusco 1way;
9. Корзина сцепления с 3-х лепестковым диском, маховик Racing Gear Clutch Kit
10. TRD Quick Shift AE111 6MT;
11. Тормозные диски Dixcel;
12. Колодки Endless CC-X (700 градусов);
13. Армированные тормозные шланги APP;
14. Слики Dunlop Formula-R 195/60/14;
15. Диски R14*5.5 ВСМПО Антарес 4.8кг;
16. Закись азота;
ОСТОРОЖНО, ЛОВУШКА!
Осторожно, ловушка!
Безопасность на дороге бывает обманчивой
Скоро весенние каникулы. По статистике именно в это время дети чаще попадают в аварии. Чтобы уберечь их от беды, взрослым нужно знать, какие ситуации на дороге самые опасные, как их избежать, и рассказать об этом детям
Что такое дорожная ловушка
Есть такие ситуации, когда пешеход выходит на проезжую часть и думает, что перейдет ее благополучно. Он не считает нужным убедиться в полной безопасности своего перехода. Однако через некоторое время видит, что прямо на него мчится автомобиль. Дело может закончиться аварией с травмами.
Сотрудники отделений пропаганды ГИБДД обобщили типичные ситуации и дали им профессиональное название – дорожные ловушки. Основных ловушек они выделяют пять.
Закрытый обзор
«Закрытый обзор» – это неожиданный выход пешехода на проезжую часть перед близко идущим автомобилем из-за каких-то предметов или объектов. Ими могут быть здания, кустарник, транспортные средства, которые стоят либо движутся.
Аварии при «закрытом обзоре» происходят чаще всего в местах остановки «маршруток». Пассажиры выходят из «Газелей» на дорогу и стараются быстрее ее перейти. Но согласно Правилам нельзя обходить транспорт спереди и сзади, потому что пешеход не видит ни встречные, ни попутные автомобили.
Что нужно делать, если обзор недостаточный? Отойти на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны.
Или подождать, когда автобус, например, отойдет от остановки. «Закрытый обзор» – самая распространенная ловушка.
Пустынная улица
В городе есть улицы, на которых машины можно увидеть редко. По крайней мере, такое впечатление складывается у детей и взрослых, которые часто переходят дорогу в местах с небольшим дорожным потоком.
У них формируется ошибочное мнение, что можно попасть на противоположную сторону, вообще не глядя по сторонам. Не обращая внимания на проезжую часть, не прислушиваясь к звукам, пешеход беспечно переходит дорогу. Вдруг неожиданно появляется автомобиль, и происходит наезд.
Будьте внимательны везде, где вы переходите дорогу, смотрите по сторонам.
«Пустынная улица» – еще одна опасная ловушка.
Середина проезжей части
При переходе проезжей части с двусторонним движением бывают ситуации, когда человек не успевает попасть на противоположную сторону. Он останавливается на линии, разделяющей транспортные потоки, и наблюдает за встречными автомобилями, которые нужно пропустить.
Но многие машины движутся с высокой скоростью, некоторые водители, нарушая правила, выезжают на разделительную разметку и даже встречную полосу. У пешехода возникает страх перед близко идущим транспортом, и он делает шаг назад, не посмотрев, что у него за спиной. А там тоже идут автомобили, которые могут его сбить.
Перед тем как пересекать дорогу, оцените ситуацию, не спешите, если проезжая часть широкая и на ней много транспорта. Если вы все-таки попали на середину, будьте предельно осторожны.
Ловушка «Середина проезжей части» приводит к аварии в 15% ДТП с пешеходами.
Отвлечение внимания
Опасно переходить улицу и одновременно думать о чем-то своем, беседовать с друзьями, разговаривать по сотовому телефону, смотреть в небо и так далее. То есть концентрировать внимание не на проезжей части, а на посторонних предметах.
Спешка и суета – враги пешеходов. Бегущий через дорогу человек и себя подвергает опасности, и сам опасен для движущихся машин.
Дети – подвижный народ. В целях безопасности их нужно научить «принципу темного чулана».
Что происходит, если мы открываем дверь в темную комнату? Останавливаемся, осматриваемся, чтобы не наткнуться в темноте на предметы, не споткнуться. Так же нужно вести себя, пересекая проезжую часть: остановиться, оглядеться. Убедиться в безопасности и только тогда идти вперед.
«Отвлечение внимания» может привести к самым тяжелым травмам при ДТП.
Отрицательный пример
К сожалению, родители часто служат для детей плохим примером, когда вместе с ними переходят проезжую часть в неположенном месте. Мамы порой просто волокут за собой школьника на запрещающий сигнал светофора (не говоря уже о малышах, которые сидят у них на руках и сопротивляться не станут).
Взрослые иногда мыслят так: «Если я на проезжей части, да еще с ребенком, все машины должны остановиться». Но так не будет, особенно если вы грубо нарушаете правила. А водитель, даже и затормозив, не всегда успеет остановиться, тем более весной, в условиях гололеда, когда тормозной путь машины длиннее, чем на сухом асфальте.
«Отрицательный пример» становится еще более серьезной ловушкой для ребенка, когда впоследствии он пойдет через дорогу один. И в той опасной ситуации, из которой взрослый, может быть, «вывернется», ребенок в силу возрастных психо-физиологических особенностей не успеет сориентироваться и окажется под колесами автомобиля.
Самые опасные
Самые «аварийные» дни недели – вторник, пятница
Самое «аварийное» время суток: с 8 до 10 (утро), с 14 до 16 (день)
Вечером больше происходит аварий с детьми-пассажирами
Самый «аварийный» детский возраст - 12-15 лет
Ребята, которые обучаются в школе не по месту жительства, ездят на городском транспорте или личном (перевозят родители), чаще попадают в аварии по сравнению с теми, кто ходит в школу пешком
«Отрицательный пример» отличается от всех видов «ловушек». Если в других случаях детей можно научить правильному поведению на дороге, в данном случае это «учеба наоборот». Исправлять ее должны сами родители.
Помощь в подготовке материала оказала Светлана Мицуля, старший госинспектор отдела ГИБДД УВД-2 ЦАО
Советы папам и мамам
Не кутайте чересчур ребенка, лишая его обзора на проезжей части. Завязывайте шарф таким образом, чтобы он не мешал поворачивать голову. Капюшон лучше вообще не надевать, если по пути в школу ребенок переходит дорогу.
Пересекая проезжую часть с малышом и санками, не тащите сани по асфальту. Веревка может оборваться, а ребенок угодить под колеса. Возьмите ребенка на руки и переходите через дорогу. Санки тоже лучше переносить вручную, но можно и перевезти.
Постоянно напоминайте детям о строгом соблюдении правил. Вместе наблюдайте за участниками движения, когда гуляете, анализируйте дорожные ситуации.
Научите ребенка не выскакивать из подъезда, когда он идет на улицу, а выходить спокойно, потому что по дворовой территории тоже проходит одна из полос проезжей части. И хотя транспортные средства движутся здесь с небольшой скоростью, ДТП во дворах происходят часто.
Перевозя малыша в автомобиле, не ставьте его к себе на колени. Не позволяйте ребенку прислоняться к лобовому стеклу, находиться посередине на заднем ряду сидений. Используйте удерживающие устройства для детей.
Не считайте пешеходный переход самым безопасным местом дороги. Учите детей быть внимательными на переходе, двигаться вперед при полной остановке автомобиля, а не при частичном торможении.
Галина ЖИЛЯЕВА
|