По вине родителей
В Омской области в 2010 году произошло 323 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которых погибли девять и получили ранения 358 несовершеннолетних участников дорожного движения.
Анализ причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием детей, показывает, что более половины аварий, в которых пострадали юные участники движения, произошли по вине водителей. Показательно, что в 116 случаях дети являлись пассажирами легковых автомобилей, и в 114 из них перевозились без использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности.
Если дети попадают под колеса транспорта в большинстве случаев из-за своей невнимательности, то дети-пассажиры получают травмы и погибают только по вине взрослых, как правило, родителей. Причина здесь не столько в высокой стоимости детского кресла (помимо него можно использовать и специальные накладки, которые крепятся на штатный ремень безопасности), а в том, что многие водители не представляют возможных последствий для ребенка-пассажира в случае ДТП, а порой и просто резкого торможения. Именно по этой причине в 2010 году в Омской области в ДТП погибли пять детей. Во всех случаях специальное удерживающее устройство могло бы спасти жизнь юным пассажирам. В 2011 году по этой же причине уже два ребенка погибли, и лишь по счастливой случайности та же участь не постигла еще двух малышей. Принять решение об обеспечении безопасности на дороге своих детей родители должны незамедлительно, не дожидаясь того, когда это будет поздно, ведь потеря самого близкого человека не сможет сравниться экономией на детском сиденье, которое и обеспечивает безопасность ребенка в дороге.
Не игнорируйте правила
При перевозке детей старше 12 лет водители также не должны игнорировать правила перевозки пассажиров. Ремень безопасности для себя и пассажиров, подушки безопасности могут сыграть решающую роль при столкновении, от которого на дороге никто не застрахован, и обеспечить безопасность находящихся в автомобиле людей.
Эффективность применения ремней безопасности уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Она доказана многочисленными исследованиями и многолетней практикой, недаром ни один из профессиональных гонщиков не ездит без ремня безопасности. При наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль), на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз, что равнозначно падению с пятого этажа на бетонное покрытие.
Не меньшая опасность подстерегает людей, не пристегнутых ремнями безопасности, при столкновении автомобилей. Ребенок, весом 25 кг при столкновении на скорости 50 км/ч испытывает нагрузку в 1565 кг (больше, чем автомобиль «Волга»). При столкновении на трассе при скорости 70 км/ч
вес ребенка достигнет 2057 кг. Сила удара при этом соответствует падению с высоты 10 метров на бетонное покрытие. Ни одному родителю, естественно, не придет в голову разрешить своему малышу играть на балконе третьего этажа, не имеющем оградительных перил. Так почему же мы порой не закрепляем в своем авто любимое чадо, тем самым сознательно подвергая его опасности?
Законы физики не обманешь
Не надо думать, что без ремня вы сможете удержаться в автомобиле. Физически сильный мужчина может защитить себя руками от удара при столкновении только до скорости 7 км/ч. Ремни безопасности удерживают водителя и пассажиров на сиденье, поэтому при аварии люди предохраняются от ударов о рулевое колесо, приборный щиток и другие части салона, они не рискуют быть выброшенными через дверцы или лобовое стекло, что ведет к тяжелым травмам или даже к смерти. «Катапультировавшись» из автомобиля, вы получаете в 10 раз больший шанс погибнуть под колесами своего же автомобиля или от удара о бордюр, стену, столб, дерево. Если рассматривать лобовое столкновение с неподвижным препятствием на скорости 200 км/ч и более, то понятно, что ремни безопасности и ДУУ для перевозки детей не смогут сыграть свою роль и спасти пассажиров, но такие скорости движения могут позволить себе лишь только бездумные лихачи. В основном, ДТП происходят в том сегменте скоростных режимов, когда действие систем активной безопасности эффективно.
У пассажиров и водителей, пользующихся ремнями, при столкновении в два раза больше шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании – в пять раз. При скорости движения до 60 км/ч 8 человек из 10,
пристегнутых ремнями, вообще не получают травм. Самое главное – тугое прилегание ремня безопасности. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом. Очень опасен ремень наброшенный, но не пристегнутый, так как при столкновении его металлическая пряжка может «хлыстом» ударить прямо в висок.
Дело двух секунд
И неправильно некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны, потому что невысокие скорости. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса – это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Без ремней безопасности люди гибнут и при слабых столкновениях, когда скорость автомобиля не превышает 20 км/ч. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.
Некоторые ошибочно считают, что если их автомобиль в результате происшествия загорится, то они, пристегнутые ремнями безопасности, не смогут спастись. Во-первых, вы уже остались живы. В загоревшемся автомобиле погибает лишь тот, кто от удара потерял сознание. Именно ремень безопасности увеличивает шансы пассажирам и водителю сохранить сознание и самостоятельно выбраться из автомобиля. Во-вторых, вероятность взрыва при аварии – почти 1:1000000. В-третьих, если боитесь не успеть отстегнуться, прикрепите специальный нож для ремней на видном месте в салоне.
Ремни безопасности уже спасли жизнь очень многим людям, а застегнуть ремень – дело двух секунд.
Дети на дороге
Известно, на дороге дети — самые непредсказуемыми пешеходы. Их поведение во многом объясняется особенностями возрастной психологии.
Говоря о дошкольниках, следует помнить, что у детей этого возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Малыши часто вовсе не знают дорожных знаков и правил, не обращают внимания на разметку, не разбираются в машинах, не умеют оценивать скорость и расстояние.
Из-за маленького роста и подвижности дети могут оказаться вне поля зрения водителей. Примером этому может послужить дорожно-транспортное происшествие, которое произошло 17 марта 2011 года в районе дома № 201 по улице Арктической. Дедушка с малолетним внуком возвращались домой. Полуторагодовалый малыш самостоятельно и уверенно шагал впереди деда, в общем-то, ничего не предвещало беды, однако водитель, который следовал со стороны улицы Челюскинцев в направлении улицы Арктической, не увидел переходящего дорогу малыша. Нужно отдать должное водителю, он сделал все возможное, чтобы остановить свой автомобиль. Но ДТП все же произошло, малыш получил незначительные травмы, а дедушка вообще не пострадал.
В данной ситуации возникает вопрос, почему дедушка при переходе проезжей части оставил ребенка, у которого в силу своего возрастного развития отсутствует реакция на опасность?
Малыши иначе, чем взрослые, переходят дорогу и по-своему реагируют на разные виды транспорта. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискнет пересекать проезжую часть. Но он недооценивает опасность машин небольших размеров – легковых автомобилей, которые приближаются с высокой скоростью. Кроме того, малыши считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Почти все эти особенности можно отнести и к младшим школьникам. Ребята уже способны понимать правила, но для их осознания необходимо участие взрослого человека, а главное – его пример. Многие родители, к сожалению, надеются на сознательность собственных детей, но дорожно-транспортное происшествие, которое произошло в Кировском административном округе, в очередной раз доказывает, что детям необходимо постоянно напоминать о соблюдении ПДД, независимо от возраста, и не оставлять одних вблизи проезжей части.
13 февраля 2011 года около часа дня учащийся одной из школ города Омска, возвращаясь с родителями домой, шел немного впереди. Переходить проезжую часть начал самостоятельно, однако не убедился в безопасности перехода, в результате попал в ДТП, где получил травму коленного сустава.
Чтобы избежать непоправимой беды, с самого раннего возраста приучайте детей соблюдать правила безопасного поведения на дороге. И не забывайте, что личный пример – самая лучшая форма обучения.
Отдел по ПБДД УГИБДД УВД по Омской области
|