нашему единственному сыну машину. Подарок, конечно, недешёвый, но и мальчик у нас один и, естественно, любить и баловать нам больше некого. К тому же парню в его возрасте машина ой как нужна. Он теперь душа компании, все девочки от него без ума, телефон у нас дома не замолкает.
Кстати, мне тоже крайне удобно. Муж не всегда может со мной по моим делам съездить, а сын не отказывает. Теперь в магазин, на дачу, к подруге - без проблем. Если муж не везёт, то сын обязательно это сделает. Удобно в доме иметь двух мужчин и обоих с машинами. Но есть в этом и свои непривлекательные стороны. В двое больше денег уходит на бензин и на запчасти daewoo.
Муж не часто ломается. А вот у сына случаются неприятности. Стаж у него небольшой, ещё только учится, поэтому то тут царапина, то там. Серьёзных аварий с ним, слава богу, не случалось, но в мелкие периодически попадает.
Хорошо, что муж нашёл на Баумановской магазин с недорогими автозапчастями. Там они с сыном всегда всё для своих "кареянок" покупают. Я в этом мало понимаю, но они, вроде, полностью довольны.
В КИТАЙ НА АВТОБУСЕ
В Китай на автобусе
Эх, прокачусь!
В этом году отпуск решено провести в Китае. Поднебесная манила не только великолепным отдыхом, но и сочетанием с любимым, ласкающим слух словом – шопинг. Естественно, первый вопрос – виза. Через Москву, где есть посольство КНР, дорого и хлопотно, через Дальний Восток – путь длинный, хоть и беспроблемный. А тут – реклама одной из омских фирм случайно попалась в руки. Автобусный тур из Омска, очень заманчиво. Уже на следующий день я в офисе компании с загранпаспортами и деньгами на оплату тура.
В Урумчи на «Неоплане»
Здесь я узнаю подробности об исключительно интересном автобусном туре в Китай, в город Урумчи на высококомфортабельном двухэтажном «Неоплане», оборудованном спальными местами, биотуалетом и кондиционером. Путь лежит через территорию Казахстана, поездка займет около 12 дней, двое суток туда, двое – обратно, восемь дней в Урумчи. Тем более, в эти дни там проходит ежегодная международная вы-ставка, что-то вроде ВДНХ, выставка достижений народного хозяйства КНР, включающая в себя экспозицию автомобилей.
Руководитель группы, он же гид, совместно с китайскими партнерами организует культурную программу. Условия тура мне показались приемлемыми, и я оплатил путевку на всю семью, из четырех человек.
Розовое чудовище
После того, как сроки поездки несколько раз переносились, нам сообщили, что выезд через два дня, отправление в 7.00 от автовокзала.
Сюрпризы начались сразу. После двухчасового опоздания подкатил «комфортабельный» «Неоплан» - двух-этажный розовый сарай с казахстанскими номерами, до крыши второго этажа покрытый грязью. Нестираное постельное белье, неработающий биотуалет, неисправный кондиционер и густой запах солярки в салоне довершали картину. Но наши неизбалованные сервисом туристы не обратили внимания на эти «мелочи» в предвкушении предстоящего отдыха. Вперед – в Китай!
Изрыгнув клубы черного дыма, это розовое чудовище двинулось в путь. Описывать дорогу нет желания: сумасшедшая вибрация в салоне и состояние казахстанских дорог будут похлеще шторма на море!
Так или иначе, нас все-таки доставили к казахско-китайской границе. Теперь стало понятно, почему автобус казахстанский – у России и Китая нет соглашения о пересечении границы российским транспортом. Казахстанские таможенники долго не разрешали выезд автобуса из-за его плачевного технического состояния, вдобавок на ведущих мостах оказалась разная резина. После длительных переговоров разрешение все-таки было получено.
Дороги лучше, чем в Европе
Китай для нас начался с великолепного автобана. Я побывал во многих странах Старого света и Азии, но дороги здесь будут покруче, чем в старушке Европе.
Наш путь лежал вдоль отрогов Тянь-Шаня, по старинному Шелковому пути. Наконец-то, нам удалось насладиться видами окружающей природы. При движении по таким дорогам даже чай в стакане не плещется! Проезд по автобану платный, в зависимости от протяженности участка. Максимально разрешенная скорость по магистралям здесь – 120 км/час. Но неторопливые китайские водители на фурах редко едут более шестидесяти, а повозки и тракторы и того медленнее. Особую опасность на дорогах представляют сельские водители на трехколесных грузовиках. Этот монстр с двухтактным дизельным двигателем, огромным маховиком и ременной передачей на задний мост может вывернуть где угодно, развернуться и рвануть вам навстречу, будучи совершенно уверенным в правильности своих действий. Знаки приоритета, похоже, лишь украшают дороги, на них вообще не обращают внимания.
Небольшой город Урумчи
И вот цель нашей поездки – Урумчи. По китайским меркам, небольшой город, всего 4 миллиона человек, плюс 8-9 миллионов приезжих. Автобус делает плавный разворот и останавливается у отеля.
«Тумарис» - 4-звездная гостиница на 8 дней станет нам домом. Наскоро приняв душ и обильно позавтракав, собираемся всей группой. Как оказалось, у нашего туроператора никого нет для организации экскурсионного обслуживания. Руководитель группы, она же гид, не знает китайского языка (!), а ее отвратительный английский никто не понимает. В Китае без знания языка действительно как без рук. Все надписи, цифры – либо иероглифами, либо – арабской вязью (север Китая мусульманский). Надо срочно решать эту проблему. Мы звоним в Россию друзьям, друзья – своим партнерам по бизнесу в Китай, а те, в свою очередь, в Урумчи. В общем, через два часа у нашей семьи было два переводчика. Учитывая сложное положение всей группы, одного из них мы предоставили руководителю группы.
На такси по магазинам
В Китае на рынке одежды представлены все известные торговые бренды. Одежда и обувь, выпускаемые на местных предприятиях для внутреннего рынка, качества вполне достойного и привлекательны по цене. Денежная единица – юань (1$ - 7,52 юаня, 1 юань – 3,5 рубля). При расчете за покупку предпочтение отдается национальной валюте.
Такси в Китае, как во времена СССР, по большей части государственные, оборудованные счетчиком. Минимальная оплата –
6 юаней, далее 1,3 юаня за 1 км. Это делает такси весьма доступным транспортом.
Таксисты на «подсадку» не берут, четко дают сдачу, сумму за проезд округляют в сторону уменьшения. Государственные такси все «Фолькс-ваген-Пассат», выкрашенные в красный цвет. Их любят за феноменальную надежность. Мы пользовались экземплярами с пробегом 750-800 тысяч километров в очень хорошем состоянии. Таксисты русского и английского не знают, но стоит показать листок с иероглифом, который означает нужное место, и тебя везут кратчайшим путем. Водитель отделен от пассажиров металлическим ограждением - для обеспечения безопасности. В вечернее время пассажиров усаживают только на заднее сиденье.
Городские магистрали
На дорогах города огромное количество автомобилей движется в четыре ряда в каждом направлении. В местах пересечения крупных магистралей развязка осуществляется в два-три уровня. Наземные пешеходные переходы обозначены «зебрами», но это совершенно не обозначает, что вас на ней пропустят, более того, вам будут сигналить десятки машин, чтобы вы топали поскорей отсюда.
Китайских «гаишников» видел два раза, аварию – один раз. На первый взгляд движение в городе хаотичное и беспорядочное. Все отчаянно сигналят, подрезают, но с пониманием относятся друг к другу. Никто не сердится, не пытается «проучить» очередного хама или показать неприличный жест. И весь этот поток мощно и ровно движется по улицам города, иногда прерываясь чьим-нибудь маневром из четвертого ряда в первый и наоборот. Причем подобные перестроения никто и не думает обозначать указателем поворота.
А вообще, если вы захотите приехать в Китай на собственном авто, придется получать местные права. Их можно оформить в полиции (временные) при предъявлении национального удостоверения либо ездить, имея международные, согласно конвенции.
Черепахи, лягушки и креветки
Быть в Китае и не отведать национальных блюд и напитков – это преступление. Китайская кухня экзотична и разнообразна. Немыслимое количество блюд и неожиданные ингредиенты в них, что иногда непонятно европейцам. В ресторанах наш переводчик китаец Саша (мы его так прозвали для удобства) сразу предупреждал поваров, чтобы добавляли очень мало специй. Китайцы любят острую пищу, и их «очень мало» для нас было довольно остро. В ресторанах подают огромные порции, и если вы хотите попробовать много блюд, берите одну порцию на 5-6 человек. Естественно, мы отведали больше, чем могли, но меньше, чем хотели.
В ресторане «Пекинская утка» мы всемером заказали: пекинскую утку, морского угря, лягушку, черепаху, креветок размером с палец. Всю эту живность наловили сами в аквариумах ресторана и передали поварам. Заказали также несколько национальных блюд, очень вкусных, но о составе лучше не спрашивайте. И все это великолепие мы сдобрили знаменитым китайским пивом.
Объевшись до неприличия, попросили счет и были немало удивлены суммой в 1050 рублей в переводе на наши деньги.
Отдых и развлечения
Если не считать шопинг отдыхом и развлечением, то все остальное время мы проводили, знакомясь с достопримечательностями. В Китае бережное отношение к культуре, к древним памятникам ушедших тысячелетий. Все заботливо сохраняется и реставрируется. Вход в парки бесплатный, все ухожено, множество аттракционов. Китайцы законопо-слушны, везде чистота и порядок, за все время пребывания я не видел людей с бутылками пива в руках, - это неприлично. Хотя молодежь на дискотеках отрывается по полной. Наши дети ходили в местный клуб и были в восторге.
В парках, скверах, возле домов установлено множество спортивных тренажеров, подходи и занимайся. Во время посещения одного из парков восхищение и восторг вызвала 70-летняя женщина, назвать ее бабушкой или старушкой язык не повернется. На брусьях она выделывала чудеса – махи, перевороты... А потом состязалась с моим сыном в подтягивании на перекладине. Сыну победа далась нелегко, ведь старушка подтянулась более 20 раз!
Рано утром в скверах и парках самое многолюдное время. Сюда приходят делать зарядку целыми семьями, и дети, и взрослые, и старики. Также мы посетили массажный салон. Китайский массаж «Шиацу» в корне отличается от традиционного. Он основан на теории циркуляции в организме жизненной энергии «Ци» и воздействии на жизненно важные точки.
Ждем третье пришествие
Почти все мировые концерны имеют в Китае свое сборочное производство. «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Фольксваген», «Ауди», «Дженерал Моторс», «Хендэ», «Ситроен» – вот далеко не полный список. Мы посетили выставку нескольких крупнейших автосалонов. Впечатление двойственное: восхищение и восторг китайским автопромом и осознание того, что у нас, в России, такого не будет.
Кстати, те модели китайских авто, что продаются в России, здесь не встретишь, они давно сняты с производства. Китайские «совместные» автомобили очень недороги и достаточно качественны. А то, что европейские, японские и корейские производители предлагают как опции, у китайцев есть уже в базе. Эти авто в разы дешевле японских, европей-ских и даже корейских аналогов. Цены называть не буду, уж очень они «неприличные». Имеется четкое разделение на массовые и дорогие авто. К дорогим, по китайским меркам, относятся уже упомянутые выше машины совместного производства, а к массовым - китайской разработки либо просто скопированные из японских и немецких моделей 20-летней давности.
Я видел новые «Кроуны» и «Короны» модельного года эдак 1993-го с левым рулем, «Ауди-80», «Ауди-100» тех же модельных годов, только на крышке багажника стоят иероглифы и непонятные цифровые индексы. А хорошенькая Chery QQ (не путайте с теми, что продаются у нас) стоит $3500. Минивэн HF (китайцы его называют «Ха-Фи») с объемом двигателя 1,3 л, чуть меньше размером «Мицубиси-Делика», с задним приводом, удобный и довольно качественный обойдется примерно в $3000.
Похоже, скоро грядет третье нашествие китайцев на наши рынки. После первого загнулась легкая промышленность, после второго – бытовая техника и электроника. А результат третьего вырисовывается все отчетливей.
Дорога к дому
Как известно – все хорошее когда-то заканчивается. Незаметно пролетели эти восемь дней. Подошло время отъезда. Но приключения с организаторами нашей поездки продолжились: в назначенное время «Неоплан» не прибыл. И через пять, и через восемь часов его не было. Пришлось задержаться еще на сутки, единственное, что радует - отель оплатила компания.
На следующий день, погрузив багаж - 35 кг на человека некоммерческого груза (не более двух вещей одного наименования), мы отправились в Россию.
Когда на выезде из города водители «Неоплана» купили несколько канистр моторного масла и охлаждающей жидкости, я понял, что нас ждут незабываемые приключения.
Через 200 километров пути произошла первая поломка, далее они следовали через каждые 300-400 километров. Хорошо, что на дворе лето, а что было бы с пассажирами в другое время года?
Худо ли бедно, добрались до китайско-казахской границы.
Ни к пассажирам, ни к багажу у китайских и казахстанских таможенников вопросов не возникло, а вот к автобусу - масса. На границе за руль сел второй водитель, на которого был оформлен автобус, и при движении задним ходом разбил китайцам мраморное крыльцо. Судя по их реакции, служители границы были очень недовольны. Но за определенную компенсацию выпустили автобус в Казахстан.
Дальше путь в сторону россий-ско-казахской границы через Павлодар. А вот и Черлакский таможенный терминал. Со стороны Казахстана здание из стекла и бетона, в современном стиле, оборудованное всем необходимым для досмотра пассажиров и багажа: металлоискатели, телевизоры, сканеры. Со стороны России – несколько вагончиков и будка. Имея опыт общения с российской таможней, мы еще в Китае при упаковке багажа составили и наклеили на коробку список предметов с указанием цены, приложили чеки, указали вес и объем каждого места багажа. Напомню: на одного пассажира вес багажа – 35 кг, объем не более 0,4 куб. м. Поэтому к нашему багажу, даже при большом желании таможни, вопросов не возникло. А вот другим пассажирам пришлось несладко. Их заботливо упакованные сумки и чемоданы вытряхивали по очереди и проверяли. Это действо длилось с 22-х до 6 часов. Мне в это время пришел на ум анекдот о любви к «гаишникам» после знакомства с таможенниками.
Поездка закончилась в родном Омске, который встретил нас прекрасной погодой и родными пробками.
Через несколько дней впечатления о Китае стали более яркими, а о дороге, наоборот, немного сгладились. Тем не менее читателям «АвтоОмска» я советую быть очень внимательными при выборе туроператора и не испортить себе весь отдых.
Александр ЗЕМЛЯНОВ
|