Сделали стеклопластиковый микроавтобус, и не где-то, а в Северодонецке!
На «Старт»!
Именно такая бело-голубая крылатая машина увозила «комсомолку-спортсменку» в последних кадрах замечательной комедии «Кавказская пленница». Сейчас уже почти никто не знает, что это не шутка режиссера Гайдая, заказавшего бутафорский реквизит, а реально существовавший автомобиль!
В 1964 году такие «американизированные» микроавтобусы стала делать Северодонецкая авторемонтная база. И за несколько лет выпус-тила около сотни экземпляров. В основном эти машинки курсировали «на югах», две из них работали маршрутками в Москве...
С тех пор их следы затерялись, и долго считалось, что не сохранилось ни одного «Старта» (именно такое имя носил микроавтобус). И на тебе! Бело-голубой «Старт» в полной сохранности, правда, изрядно потрепанный временем, прибыл на фестиваль «Автоэкзотика – 2004» из-под Нижнего Новгорода!
Необычный по внешнему виду микроавтобус сразу вызвал массу вопросов. Почему из стек-лопластика? Почему вроде солидный автомобиль, а вид какой-то «самодельный»? Почему такую машину делал не автозавод, а обычная авторемонтная база?
Инициатива снизу
Даже автозаводы, «зацентрализованные» раньше до предела, проектировали микроавтобусы не по заданию министерства, а по своей инициативе. Например, идея создания первых «РАФов» принадлежала рижским инженерам. И вполне естественно, что при неудовлетворенном спросе на микроавтобусы, да еще при бедности их модификаций, отдельные предприятия в инициативном порядке брались за выпуск малых партий таких машин. Разработка «Старта» – пример того, как в условиях дефицита автомобилей региональные транспортники пытались попробовать свои силы в качестве автомобилестроителей. В данном случае новый автомобиль создавали в Северодонецком автотресте.
Здесь стоит вспомнить, что в начале 60-х годов в стране набирала обороты правительственная кампания по внедрению альтернативных материалов, основным из которых была пластмасса. Научно-популярные и технические журналы тогда были полны оптимистических прогнозов типа: «В недалеком будущем автомобиль будет на 80% состоять из пластмассы!» А город Северодонецк был городом «большой химии» – множество предприятий химической промышленности находилось там. Заводы эти выпускали стекловолокно, эпоксидную смолу и другие полимеры. Поэтому резонно было использовать для кузова не дефицитный стальной лист, а доступный стеклопластик. Тем более что опыт работы с ним уже имелся: был построен стеклопластиковый прицеп-дача как образец товара народного потребления. Все понимали, что автомобиль более сложная конструкция, которая требует серьезного подхода к разработке и проектированию. Для создания микроавтобуса на САБР (Северодонецкая авторемонтная база) – так официально назывались ремонтные мастерские – был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где закипела работа над проектом. Пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института, имевших опыт работы со стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей «ХАДИ». В ходе работы столкнулись с массой проблем, ведь, по сути, создавалась технология изготовления стеклопластиковых кузовов.
Равнение на Америку
Первенцем этих начинаний стал масштабный макет 1:10 микроавтобуса, который назвали «Старт». Над его внешним видом трудился художник-дизайнер Ю. И. Андрос. Когда окончательный дизайн «Старта» был согласован со всеми членами коллектива и руководством обкома партии, приступили к приготовлению гипсового макета в натуральную величину. После этого поверх макета начали выклеивать контрформу, которая с внутренней стороны принимала все его очертания. Впоследствии в этой контрформе изнутри и изготавливались кузова микроавтобусов. Машина базировалась на узлах и двигателе ГАЗ-21. Она получилась очень легкой (снаряженная масса 1320 кг), несмотря на большие габариты (длина 5500 мм, ширина – 1900 мм, высота – 2000 мм, база – 2840 мм). Несомненно, художника Ю. Андроса вдохновлял «аэрокосмический» стиль легковых автомобилей США 1958-1959 годов. Машины эти демонстрировали на американской выставке в Сокольниках в 1959 году. Несумевшим побывать на той выставке достались отпечатанные большим тиражом брошюры и проспекты на русском языке с изображением тех автомобилей. В американском стиле 1959 года выполнено немало самоделок отечественными умельцами, и «Старт» в их числе. Но к 1963 году аэрокосмические мотивы вышли из моды, настало время лаконичных, пропорциональных автомобилей, вроде создававшейся тогда ГАЗ-24. Несмотря на это, для наших людей «Старт» выглядел очень современно.
Оригинальные решения
По длине микроавтобус сопоставили с американскими седанами и универсалами, а ширина его, зависящая от колеи мостов «Волги», заметно меньше. Эта диспропорция, а также детали массовых машин придавали «Старту» сходство с самоделкой. В самом деле, четыре фары у «Москвича-408Э», ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 выглядят изящно за счет оптики уменьшенного диаметра. У «Старта» же стандартные четыре фары кажутся непривычно большими – изготовить оригинальные фары, фонари и стекла сложно, дорого и бессмысленно при столь малом выпуске. Поэтому задние фонари от ГАЗ-21 были остроумно (но не очень красиво) вписаны в наклонные хвостовые плавники, а ветровые и задние стекла взяты от УАЗ-450. То есть были взаимозаменяемы, как на «горбатом» ЗАЗ-965.
Весьма оригинальный внешний вид машине придавала редкая особенность для такой компоновки – выступающий багажник в задней части. Стандартное волговское расстояние между осями увеличили на 140 мм, благодаря чему двигатель полностью сместился в базу, плюс на 670 мм «нарастили» нос. В салоне размещаются 12 человек, а не 10, как в РАФ-977.
Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристический вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана (два вдоль кузова и одно поперечное в конце салона), шкафчики для посуды, капот двигателя использовался в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник. «Старт» собрали на САРБ за полтора месяца до конца 1963 года. На заводе спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР по вопросу промышленного применения пластмасс. В середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти в 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю произвел настоящий фурор среди общественности. Микроавтобус успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в газете «Правда», и в Кремле. Кроме того, «Старт» экспонировался в декабре 1963 года на ВДНХ СССР и был показан Н.С. Хрущеву, который остался очень доволен машиной. Так «Старт» и его создатели получили всесоюзную известность.
В Северодонецк конструкторы вернулись настоящими героями и, получив «добро» на поставку 50-ти «волговских» компонентов с ГАЗа, с января 1964 года приступили к сборке «Стартов».
Тяжелая судьба
Так работникам авторембазы (заметьте, не автозавода!) удалось наладить мелкосерийное производство микроавтобусов. Некоторые из них попали в историческую хронику страны. Например, один «Старт», командированный на «Мосфильм», снимали в кинофильме «Кавказская пленница». Другой работал на областной телерадиостудии. Увы, цент-рализованная поставка комплектующих с Горьковского автозавода прекратилась, и работники САРБ переориентировались на конкретные заказы от организаций при наличии агрегатов ГАЗ-21, как правило, со списанных автомобилей – такси. Таким образом, за три с небольшим года (1964-1967) в Северодонецке всего было сделано около 100 микроавтобусов «Старт».
К сожалению, проект микроавтобусов «Старт», несмотря на инновационность и перспективность, не получил дальнейшего развития по ряду причин: «сырая» и трудоемкая технология изготовления стеклопластиковых кузовов, не годившаяся для массового производства; высокая себестоимость материалов; дефицит Горьковских агрегатов. Но главной причиной, по словам создателей машины, стала зависть «обделенных лаврами славы» руководителей заводов и НИИ автопрома, которые всячески пытались вставлять палки в колеса, чтобы не допустить реализации проекта, в котором они оказались не у дел. Естественно, эти бюрократы сделали все, чтобы коллектив маленького завода отказался от своей инициативы. И в конце 1966 года на САРБ выпуск микроавтобусов был практически свернут, на Луганском автосборочном заводе по инициативе его директора начали самостоятельно разрабатывать оснастку для приготовления собственных «Стартов». Но здесь кузов выклеивался не внутри, а поверх натурального деревянного макета. Такой метод был более трудоемким с точки зрения обработки наружной поверхности. Из-за этого наладить серийный выпуск не удалось – завод смог изготовить партию лишь из 20 машин. Собранные в Луганске микроавтобусы отличались от исходного «Старта» наклонной боковой стойкой взамен треугольной. Вдобавок они имели подвеску от автомобиля «ЗИМ», что придавало им большую плавность хода. Интересный проект спустя некоторое время был забыт. Остается сожалеть, что разработке «Старта» не было уделено достойного внимания «сверху», хотя тема применения альтернативных материалов в автомобилестроении актуальна и сейчас.
|
|