Омск — Астана
Из родного города мы выехали в конце лета, вернулись уже в разгар осени. Сразу оговорюсь, что главной целью нашей поездки был не столько Казахстан, сколько Узбекистан, в котором благодаря великодушным таможенникам мы погостили 10 дней. Ему я посвящу отдельный рассказ. А пока — краткое содержание нашего путешествия на родину Жамбыла Жабаева. Почему его? Потому что проспект Республики есть не в каждом казахском городе, а улица имени народного поэта-акына не менее распространена, чем в России Ленина.
Итак, выехали мы утром, около 8 часов. В очереди на исилькульской таможне простояли порядка 30-40 минут, успев тем временем оформить страховку, так как на нашей стороне она дешевле. Саму границу в общей сложности преодолели минут за 20. К омичам особо не приглядываются, да и таможенный союз еще больше упростил процедуру.
Далее пошла прямая до самого Петропавловска. По традиции включаем Корки Бучека, и вперед.
В Павлодаре мы закупаемся пирожным, дешевой газировкой и салатами в нашем любимом гипермаркете на въезде и направляемся в сторону Кокшетау. Уже через несколько десятков километров, как и два года назад, упираемся в бесконечно растянутый во времени и пространстве ремонт автодороги. Опять объезды по обе стороны от будущей трассы, опять полный салон, рот и нос пыли.
Ко вчерашнему Кокчетаву и нынешнему Кокшетау добираемся еще по светлу, однако дурацкие объезды через гору в самом городе отнимают много времени, и мы уже не едем на авто в Боровое, как планировали раньше. Однако выезжаем на знаменитый автобан с бетонным покрытием, тремя полосами движения в каждую сторону и чудесными стоянками. На одной из них мы и заночевали.
Утром на подъезде к Астане рассчитались за поездку по ставшей в прошлом году платной автомагистрали и направились в город. Стоит отметить, что 200 тенге за езду по столь чудесному и безопасному покрытию совершенно не жалко.
Единственной нашей целью в столице был музей миниатюр — то, что нам не удалось посетить в прошлую поездку. Нашли мы его со смотровой площадки, обозрев прежде прекрасно выстроенный за 15 лет центр города с гордо возвышающимся напротив резиденции президента республики монументом Байтерек, на котором мы были в прошлый раз. Вообще считаю, что его и музей, в который направлялись мы, в Астане нужно посетить обязательно.
В музее миниатюр, расположенном в Астане, можно познакомиться с достопримечательностями всего мира, такими как Белый дом, пирамида Кукулькана и прочими
Вход в музей миниатюр стоит в пересчете на наши деньги порядка 100-150 рублей за человека. Фотоаппарат нахаляву тоже не пронесешь — его билет чуть дешевле. Но здесь он работал больше всех и с удовольствием запечатлевал все мини-достопримечательности разных областей Казахстана, рассыпанных на не менее достоверно воспроизведенном ландшафте.
Астана — Балхаш
Далее наш путь лежал к городу Темиртау. Экибастузский угольный бассейн мы уже видели, поэтому решили не делать крюк в ту сторону. Вместе с тем на подъезде к Темиртау гор слева и справа от него мы не увидели, но трубы заводов и огромное облако дыма нас смутили настолько, что захотелось свернуть на Караганду. Так и сделали. Симпатичный город. Хотя, если честно, заехали сюда, только чтобы позвонить родственникам и на вопрос: «Вы где?» произнести абсолютно честное: «В Караганде-е-е!» Цель достигнута, и мы покидаем еще один казахстанский город, где со времен Советского Союза осело очень много русских.
До озера Балхаш мы немного не доехали, потому что день давно закончился, а езда по дорогам Казахстана и днем очень сильно утомляет, а ночью и вовсе невольно заставляет задуматься о дискретном и трансцендентном... О жизни, в общем. Мелькает перед глазами едва не на каждом километре. Особенность езды коренных казахов – обгоны на подъемах при скорости далеко за 100 км/ч, в условиях абсолютной невидимости, умение перестроиться прямо между бамперами только что опереженного и встречного автомобилей. Определенно, это талант! В этот момент страшно только неместным.
От невеселых мыслей спасают только довольно частые ограничители скорости в виде объемных диагональных полос на дороге, дающих вибрацию на кузов. На них казахстанские лихачи притормаживают до «сотни».
На подъезде к Балхашу заночевали у кафе с дальнобойщиками. Ничего примечательного, кроме огромных рыб и макета истребителя на въезде, а также заброшенных многоквартирных домов с заколоченными окнами на окраине города не нашли. Зато узнали, где найти нормальные подъезды к озеру. После заправки направились туда.
13-е в мире по площади озеро Балхаш находится сразу в трех областях Казахстана
Озеро действительно очень красивое и популярное. Туристов оно привлекает прекрасной рыбалкой и хорошими условиями для отдыха. Домик здесь, кстати, можно арендовать за 500 рублей в сутки. На территориях многочисленных баз отдыха можно встретить большое количество машин с омскими номерами. После Балхаша их число резко сокращается.
Неподалеку от Балхаша впервые в диких условиях увидели стадо верблюдов. Те, которых мы встречали на берегу Ямана в Омской области, — не считаются
Дорога на Шу
После Балхаша трасса сначала была идеально ровной и проходила через пустынную местность. По приближении и отдалении от озера температура менялась на 3-5 градусов, дорога становилась все извилистее, с небольшими перепадами высот. После того как мы проехали Балхаш, навигатор повел нас кратчайшей дорогой в сторону Шу. Одна из самых ужасных дорог. Около 100 км ехали по каким-то буграм. Потом шли подъемы и спуски, пасущиеся на лысых сопках коровы и бараны, редкие поселения и, ура, люди. Люди торговали на обочине только что сорванными бахчевыми всех видов. За 40 рублей мы купили вкуснейшую дыню, которая скрасила все предыдущие впечатления от дороги.
Выезжали из Шу уже по темну и буквально на ощупь. Несколько раз оттормаживались перед неопознанными и нерассвеченными грузовиками. При выезде из какого-то населенного пункта мы внезапно наткнулись на стихийный таможенный пункт с собаками и местными представителями жол полициясы. Проверяли всех поголовно. Нашли у нас неработающую подсветку номера, которую мы давно не могли починить из-за отсутствия контакта. Хотели от нас денег. Дали пять минут на устранение. Жадность творит чудеса: она находит инструмент, контакты и запасные лампочки. Уложились, забрали документы, поехали. Что дала подсветка — светит аккурат под номер, — непонятно.
Конкретно южный Казахстан
После долгих скитаний по не самым лучшим дорогам не поверили счастью — выехали на удивительного качества автомагистраль, протянувшуюся вдоль Киргизского хребта. И пусть на большинстве отрезков шел ремонт и встречная и попутная полосы были открыты поочередно, до самого Тараза мы буквально плыли.
Замечательный город Тараз, бывший Джамбул, недружелюбно встречает гостей надписью «эуэжай», что значит «аэропорт»
Эффектнее он выглядит ночью — весь расцвеченный, иллюминированный. А днем... Днем в Джамбуле тепло... Правда, с движением творится что-то непонятное. Особенно если ехать в сторону рынка. Здесь несмолкающие сигналы клаксонов, ужасный шум, полное отсутствие парковочных мест и живые бараны в багажниках. Зато есть то, что нужно путнику, – вкуснейшая самса и газовая заправка, которую мы обнаружили еще ночью и предусмотрительно отметили в навигаторе — по памяти в этом городе двигаться сложно. А еще сразу за городом есть село Айша Биби с одноименным мемориальным комплексом. Посмотреть на уникальный мавзолей возлюбленной отважного воина Кара-Хана, возведенный в 11-12 вв, стоит. Традиционные виды орнамента древних племен Казахстана впечатляют.
После древнего города Тараза, бывшего когда-то остановочным пунктом караванщиков Великого шелкового пути, мы отправились по живописной дороге, извивающейся между хребтами Каратау и Таласским Алатау в составе горной системы Тянь-Шаня.
Спустя две сотни километров мы добрались до третьего по величине после Алма-Аты и Астаны города Шымкента. Областной центр Южно-Казахстанской области нам сразу понравился. Он встретил нас пафосными дворцами ресторанов, уютными улицами, оригинальной архитектурой, большим количеством россиян и разменных пунктов. На дороге Шымкента свои правила движения: высунутый в окно указательный палец дает полное преимущество при выезде со второстепенной, перестроении и в чем угодно. Исключительное преимущество местный себе обеспечивает сочетанием высунутого пальца с одновременной подачей звукового сигнала.
Еще одно местное ПДД — выдержал дистанцию больше полуметра от движущегося впереди — перед тобой можно нагло вклиниться.
Накатавшись по городу, разменяв деньги, мы посредством Интернета нашли довольно недорогую сауну — всего 300 рублей час на наши. Вышли оттуда чистыми и счастливыми. При попытке выезда из города нас атаковали узбеки, направлявшиеся на родину. Мы ничего из их разговоров не поняли, да и сажать их было некуда — машина под завязку забита вещами.
На дорогах Шымкента мы обнаружили наибольшее число девушек-полицейских
Увлекательный рассказ о том, как нас провожали казахстанские автоинспекторы и встречали узбекские таможенники, клятвенно обещаю опубликовать в одном из следующих выпусков. А пока — дорога на Алма-Ату, бывший главный город республики, так и не растерявший свою «столичность».
Изначально в планах было добраться до Алма-Аты со стороны Киргизии. Но сообщение о бубонной чуме в Киргизии насторожило - мы решили воздержаться от небольшого путешествия на авто к Иссык-Кулю. От Ташкента мы той же дорогой миновали Шымкент, Тараз и в 25 км от Бишкека ушли на Алма-Ату. Дорога на 4 с плюсом, почти везде хорошее покрытие и относительно небольшой перепад высот. К вечеру мы добрались до бывшей столицы Казахстана.
Алма-Ата, пожалуй, самый очаровательный город республики. В отличие от Астаны новые огромные здания, модные кафе и старые постройки очень гармонируют между собой. Но самый главный плюс — Заилийский Алатау, величественно обрамляющий южную часть города. Окно в нашей гостинице как раз выходило на зеленые горные склоны и заснеженные шапки. Перепад высот в разных районах Алма-Аты — до 400 метров. Любопытно, что разница температур в городе и на знаменитом катке Медео — практически в два раза. Добравшись вечером до селезащитной плотины, на вершине которой устроилась потрясающая смотровая площадка, мы вернулись обратно в город в поисках пищи. Нашли шаурмяшное кафе, которое держит турок. И, кстати, шаурма там совсем не похожа на нашу, называется донер. В ней мясо, картошка фри, соленые и свежие огурцы, майонез, кетчуп. Необычно, но вкусно.
Цены в Алма-Ате на одежду, жилье, развлечения и продукты питания сравнимы с омскими
На второй день нашего пребывания мы снова отправилиь на смотровую площадку за «Медео». Днем вид на раскинувшийся у подножья хребта город не менее потрясающий. Подняться сюда можно по 300-ступенчатой лестнице от катка (сюда гостей города довозит маршрутный автобус) или на автомобиле, как сделали мы. По верху идет канатная дорожка. Правда, заканчивается эта «воздушная» экскурсия в районе горнолыжного комплекса Чембулак, вблизи которого выстроен кинотеатр и загородные дома небедных казахстанцев. Нам удалось подняться чуть дальше — на высоту порядка 2 500 м. Здесь уже шла исключительно пешеходная дорожка в сторону горного лагеря. Выше мы не пошли — до снежных шапок все равно еще далеко.
Рассчитаться по «сберовской» карте VISA или любой другой на АЗС вряд ли получится — на заправках Казахстана проблемы с пониманием принципа ее действия. Зато в супермаркетах спокойно реагируют даже на карту Yandex.money
Восточный Казахстан
В связи с тем, что уезжать с юга Казахстана нужно было, но очень не хотелось, мы придумали себе рыбалку. Организовали ее на реке Иле, где нам пообещали хороший клев. Со всех сторон нас окружали степи да холмы, утро начиналось с учений солдат на противоположном берегу, до глубокой ночи над нами проносились истребители. Познакомились с местными рыбаками. Казахи не любители — в основном русские и киргизы. Они объяснили, что раньше здесь действительно можно было поймать даже змееголова, сейчас рыбы в реке поубавилось. Пока наши соседи по берегу слева по уши погружались в воду в поисках глубины, а соседи справа разрывались между десятком звенящих спиннингов, мы ловили мотыля и кормили им лягушек. Эти ленивые существа активировались ночью. Причем так, что едва не сбивали с ног.
На следующий день наши соседи уехали, их сменила пожилая пара путешественников, у которых в Омске, как выяснилось, живут родственники. Они накормили нас белым арбузом, мы отдали им свой небольшой улов в составе нескольких карасей и небольших воблочек. Ни бани, ни душа мы вблизи не нашли, потому отправились в местную курортную зону — к Капчагайскому водохранилищу. В Омске на тот момент было +16, а мы в середине сентября на юге Казахстана купаемся и загораем. Найти недорогой кусочек пляжа там, кстати, сложно, но можно. Нас пустили за 100 рублей.
Капчагай — настоящий казахстанский Лас-Вегас. Такой концентрации игорных заведений еще никогда не приходилось встречать
По пути домой мы решили еще заскочить на Зайсан, что оказалось самой большой ошибкой этого путешествия. По пути мы попадали в пробки, не могли найти газовую заправку, а местный дорожный полицейский пытался «развести» нас на «непристегнутый ремень». Собственно, ужас начался тогда, когда мы за Аягозом решили «срезать» через деревни. Это были самые долгие 280 километров в нашей жизни. Дорогой то, по чему мы ехали, называется только на карте. Это просто одна большая яма с редкими пятнами дорожного покрытия и с крошечными обочинами, на которых периодически появлялись то зайцы, то лошади. Раз 20 дорогу нам перебегали тушканчики, один ушастый с километр бежал перед нами. Несколько часов спустя мы выехали на чуть более хорошее покрытие, после — на новое, мелковолнистое. Мы кивали головами, как китайские болванчики. Благо, зубы целы. Благослови, Аллах, тех рукастых парней, что его укладывали.
Остатки ночи провели на стоянке, протиснувшись между тягачами. Утром поехали на по иски прекрасного Зайсана, который навигатор показывал уже близко-близко. Проехали километров 20 по дороге и около пяти по грунту. Нашли какую-то лужу. Это был южный берег, на живописный северный ехать уже не хотелось.
Далее посчитали нужным заскочить в Усть-Каменогорск, затем в Семипалатинск. В последнем нашли очень дешевую баню — чуть больше 100 рублей за двоих. Радостные, поехали закупаться грузинским вином, которое там в большом ассортименте, конфетами и коньяком. Кстати сказать, после создания единого таможенного союза цены в республике сильно выросли.
Семипалатинск — один из немногих пунктов, который не встретил нас салютом в честь дня города
Далее дорога наша лежала через Алтай, где мы за два дня потратили больше, чем за полмесяца в Казахстане, и домой, в Омск.
|